InvestFuture

Персональные данные предлагают обобщить

Прочитали: 915

Динамично растущая платежная индустрия нуждается в обновлении регулирования, способном облегчить использование персональных данных, полагают участники рынка, которые готовят свои предложения на этот счет. Впрочем, актуальность здесь сохраняют и вопросы безопасности.

Рост и риски

Платежная индустрия сегодня растет лавинообразными темпами. Как сообщил накануне на V Национальном платежном форуме руководитель службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг ЦБ РФ Михаил Мамута, с мая 2016 по май 2017 г. доля россиян, пользующихся на постоянной основе мобильными устройствами для доступа к финансовым услугам, выросла на 10% и достигла трети населения.

В ближайшие годы вероятно дальнейшее увеличение их числа, с учетом имеющегося потенциала до достижения известного соотношения 80% на 20%, в соответствии с которым после динамичного выхода на 80-процентный уровень, последующий рост охвата замедляется.

При этом, уточнил Мамута, доля жалоб на платежные услуги пока невелика. За девять месяцев текущего года их получено 6 тыс., то есть 4%от всех жалоб на финансовый рынок в целом. Тем не менее, для упреждения соответствующих рисков, в Центробанке намерены создать специальное подразделение, которое сосредоточится на защите прав потребителей цифровых финансовых услуг, также разработав надлежащие стандарты совместно с Ассоциацией финансовых технологий.

Вследствие развития технологий, заметил директор по развитию бизнеса и цифровых технологий MasterCard в России Михаил Федосеев, осуществление дистанционных платежей упрощается. Но при этом предлагаемые компаниями продукты усложняются, совмещая в себе платежные и неплатежные услуги. В этих условиях тот же мобильный телефон способен стать не только средством связи и платежа, но и инструментом идентификации клиента.

Причем за последние 10 лет кратно выросли и объемы данных, добыча которых может быть сопоставима с нефтедобычей, определил гендиректор компании OneFactor Роман Постников. Тогда как обработку этих данных, считает он, допустимо сопоставить с нефтепереработкой.

В результате обработанные при содействии искусственного интеллекта массивы информации способны помочь участникам рынка определить, к примеру, каким должен быть уровень выданного кредита, или какие транзакции могут представлять опасность, или где лучше всего открыть новый торговый центр?

Таким образом, рассказал “Вести. Экономика“ замдиректора по правовым вопросам Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) Искендер Нурбеков, использование больших данных способствует повышению добавленной стоимости. Но одновременно возникают вопросы, связанные с возможностью их монетизации, централизации и обмена. И здесь актуализируется проблематика регулирования.

На сегодня соответствующая деятельность в индустрии регламентируется принятой в 80-х гг. прошлого века конвенцией Совета Европы по автоматизированной обработке персональных данных, к которой Россия присоединилась в начале нулевых. Этим документом персональные данные определялись как нематериальные блага, относящиеся к частной жизни потребителя, для использования которых требовалось его согласие.

Но в сегодняшних изменившихся условиях, очевидно, взаимоотношения с клиентами требуют уточнения, оговорил Нурбеков. В этой связи, допустил он, в частности, можно было бы предусмотреть определенные преимущества и бонусы для потребителей, согласившихся на обработку и обмен профилей, скажем, в виде скидок на продукцию конкретной компании.

Также не лишним было бы создать специальный ресурс, с помощью которого желающие могли бы отслеживать, кем и где используются их данные. Одновременно следовало бы разработать новые регуляторные требования, способные обеспечить адекватную защиту прав потребителей и при этом усилить позиции отечественных компаний в конкуренции с зарубежными игроками, обладающими преимуществом – в рамках более либерального регулирования.

Риски и безопасность

Для подготовки собственных предложений по данному поводу игроки рынка весной этого года сформировали специальную рабочую группу. Как ожидается, она представит свои наработки до конца года, пояснил замдиректора ФРИИ. По его мнению, предпринятая модификация регулирования, не только не спровоцировала бы рост злоупотреблений, но, напротив, позволила бы ликвидировать, фактически, сформировавшуюся на рынке. “серую зону“.

Пока же, указал гендиректор Group-IB (одной из крупнейших российских частных компаний в области компьютерной безопасности) Илья Сачков, наряду с ростом, в индустрии активизируется и криминальная составляющая. Тогда как публика склонна романтизировать ее представителей (тех же хакеров), по сути, также являющихся преступниками и бандитами.

Инфографика

Проекты на базе карты "Мир"

Связанные с их деятельностью риски также зачастую недооцениваются, а соответствующие отчеты служб компьютерной безопасности нередко выбрасываются в корзину, констатировал Сачков, отметив, что, сам он не пользуется дистанционными платежными системами.

Рядовым пользователям для защиты банковской карты гендиректор Group-IB рекомендует, прежде всего, выбрать хороший банк, предварительно поинтересовавшись у менеджера, возместят ли там ущерб, если деньги с карты украдут. По закону банки должны компенсировать потери, если клиент сообщил об инциденте не позднее следующего дня.

При этом следует подключить SMS-оповещения об операциях. А также завести карту с чипом и выучить наизусть CVV/CVC-код, который указан на обороте карты, затем соскоблив его. Пин-код, кстати, тоже надо знать наизусть (и, точно, не стоит хранить его в телефоне).

Кроме того, нельзя позволять уносить карту или оплачивать покупку за вас. Также важно осознанно выбирать банкоматы. Надежнее снимать деньги в отделениях банка или крупных торговых центрах, где установлены видеокамеры и работает охрана. Из двух уличных банкоматов предпочтительнее тот, который лучше просматривается с камеры.

При этом необходимо убедиться, что на картоприемнике или на клавиатуре нет инородных элементов. А при наборе пин-кода надо прикрывать клавиатуру рукой, даже если рядом никого нет (скиммер может записать движения).

Для интернет-шоппинга лучше обзавестись “виртуальной” картой (например Qiwi Visa Virtual), переводя на нее средства под конкретные покупки. Для непредвиденных расходов там можно держать сумму, которую не жалко потерять. Наряду с прочим, это предостережет и от импульсных покупок, указали в Group-IB.

Между тем, на юбилейном платежном форуме информагентство "Банки и Финансы" также представило свою коллекцию платежных карт России. Сейчас в ней собрано около 5400 платежных карт 160 банков, 70 из которых уже не функционируют.

“А вот уникальные экземпляры“, - хранитель коллекции и главред агентства Иван Воронцов показал экскурсантам на ряды карт под стеклом. И к ним, точно, следовало присмотреться, дабы определить, как с этим далее жить.

Наталья Приходко

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
(оценок: 48, среднее: 4.56 из 5)
Читайте другие материалы по темам:
InvestFuture logo
Персональные данные

Поделитесь с друзьями: