InvestFuture

Пик в нефти пройден? Возможно

Прочитали: 957

Нефтетрейдеры под впечатлением от мощной коррекции цен. Неделю назад марка Brent еще сравнительно охотно шла на штурм вершины $80,5 за баррель. Однако заявления российского министра энергетики Александра Новака совместно с саудовским принцем Халед-аль-Фалехом на полях Петербургского экономического форума в пятницу 25 мая, похоже, положили конец весеннему нефтяному ажиотажу.

К понедельнику котировки опускались в моменте до $74,5 за баррель. О дальнейших движениях нефтяного рынка взялся порассуждать шеф-аналитик ГК TeleTrade Пётр Пушкарёв:

«Нефть только за последние 2 месяца прибавила к цене $15, и создавалось впечатление, что нефтяное ралли быстро не унять. Особенно после резкого выхода США по воле Трампа 8 мая из ядерной сделки с Ираном – с наложением Америкой на Иран сразу же всего набора санкций и с диким просто американским давлением на европейские страны-союзницы. Да и вообще угрозы финансовыми штрафами и неприятностями посыпались на всех, кто хочет продолжать какую-либо торговлю с Ираном.

Возможный дефицит поставок из Ирана эксперты оценивали в диапазоне от 0.3-0,5 млн до 1 млн барр/сутки, в зависимости от обстоятельств. Плюс проблемы с добычей в Венесуэле еще едва ли не на 1 млн барр/сутки. Плюс превышение роста мировой экономики и, соответственно, роста спроса на топливо над ростом его предложения – только по 2017 году приблизительно в 2 раза, если брать в целом по земному шару. Всё это не давало повода для остановки роста цен, вообще-то. И, собственно, все эти факторы в игре остались и теперь, когда рост резко и достаточно искусственно оборвали на взлете по сути сами экспортёры.

Думается поэтому, что все же нет оснований говорить о полной смене тренда с долгим разворотом куда-нибудь обратно к $50. Рынок не вернется к ценам, которые существовали в 2015-2017 гг при явном переизбытке как нового предложения топлива на рынке, так и мировых запасов нефти и бензина. Но ситуация, конечно, поменялась – вопрос, насколько, и какие рынком будут внесены поправки? Давайте подсчитаем.

Во всеуслышание объявленная изначально цель ноябрьской 2016 года сделки экспортеров из ОПЕК и еще 11 стран, а именно снижение излишка мировых запасов нефти до среднего уровня за предыдущие 5 лет – за полтора года достигнута. Избыток запасов в развитых странах примерно на 300 млн баррелей устранён. И добровольное сокращение добычи на 1,8 млн баррелей в сутки, которое действовало на протяжении этих полутора лет, и на основе ранее принятых решений должно было продлиться в том же неизменном объеме как минимум до конца 2018 года, теперь можно смягчить. Смягчить в том числе начиная уже и с 3 квартала – а обсудить эту тему и, возможно, решить вопрос, экспортеры из ОПЕК+ смогут уже на встрече 22 июня в Вене. Вот весь и собственно набор реальных новостей. Но это же не значит, что 1,8 млн баррелей в сутки тут же вернутся на рынок обратно!

Утечки, в том числе цитируемые агентствами Reuters и ТАСС, предполагают, что добыча может быть повышена на 1 млн баррелей в сутки (из 1,8 млн баррелей, ранее сокращённых). Но и эта величина в 1 млн баррелей будет вброшена на рынок, вероятнее всего, не одномоментно, а поэтапно – и с выдачей квот на увеличение добычи в конкретных цифрах каждой из стран ОПЕК+. Это обеспечит контроль, чтобы не все кинулись срочно выходить из соглашения и добывать. Как только рынок убедится в последней декаде июня, что именно к таким постепенным шагам ОПЕК и склоняется, так сразу же потенциальные покупатели нефтяных контрактов и смягчат сегодняшний гнев на милость. Не забудут и что фактически восстановление в пределах 1 млн баррелей в сутки за полгода до конца 2018 или даже за год до середины 2019 – лишь призвано компенсировать неспрогнозированно ушедшую этой весной с рынка нефть из Венесуэлы и, возможно, уходящую с рынка частично долю нефти из Ирана. В сумме – ситуация не слишком-то будет отличаться от сегодняшней – хотя и не будет дотягивать, конечно же, до прежних ожиданий, когда цены могли бы еще расти и месяц, и два, и три – при условии, что ОПЕК+ не смягчал бы никак ограничений до конца 2018 года.

Поэтому – да, пик цен, возможно, уже пройден – как-то походя и даже неожиданно для большей и огромной части рыночных игроков. Что смогли, то с феврали и марта покупатели забрали – и, в общем-то, смогли еще дозаработать прибыль в пределах до $5 за баррель после 8 мая. Могли протянуть еще на 3-4 доллара цены выше, но не сложилось. Вряд ли окажутся теперь реалистичными смелые прогнозы про $90 или даже про $100 за баррель в ближайшие полгода. Скорее цены постепенно, но без лишней спешки, вернутся в более умеренный диапазон: от $60 до $70 за баррель. Но и такая перспектива не означает, что «быки» по нефти полностью и окончательно остыли. Скорее всего, они затаились и выжидают «в засаде». Дав пыли осесть, и может быть, даже позволив ценам хорошенько снизиться в 1-2 раундах, они подхватят эстафетную палочку еще не раз – считая, что в реальном мире, а не в мире слов, добыча по-прежнему растет медленнее, чем потребность в нефти и нефтепродуктах. Собственно, к любому интересному моменту в ценах выше $70, но очевидно, все-таки ниже $75 – покупатели уже станут присматриваться «под лупой» именно с прицелом на покупки ради прибыли в несколько долларов за баррель.

Собственно, «не пустив» цены надолго и далеко выше $80/баррель, экспортёры из России и ОПЕК как раз и подорвали опасения, что слишком высокие нефтяные цены вызовут неприятие во многих сферах бизнеса – а значит, привели бы за счет чисто рыночных механизмов, возможно, в обозримом будущем и к снижению мирового спроса – а тем самым, к более длительному охлаждению базы потребителей для всего нефтяного рынка.

Успокоив нервы своих «клиентов»-покупателей, одновременно ОПЕК+ создает задел «кормления» себе на будущее. А заодно они не только побрызгали холодным душем на сланцевый сектор, чтобы там не слишком строили планов громадье в расчете на сверхрентабельность, но и выразили готовность прибрать к рукам часть освобождающейся ниши иранского экспорта – если она, конечно, освободится. Ирану ведь так и не успели дать нарастить добычу в полную силу. Возможно, помимо политической и финансовой связки с Израилем, который и где-то даже до паранойи опасается иранского влияния – еще и в интересах традиционных арабских союзников США на Ближнем Востоке, таких как Саудовская Аравия и Эмираты, и были введены американцами ограничения против Ирана с громким хлопком дверью.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
(оценок: 44, среднее: 4.45 из 5)
InvestFuture logo
Пик в нефти пройден?

Поделитесь с друзьями: