Промпроизводство в России в феврале 2018 выросло на 1,5% год к году. Это существенно ниже показателя января (2,9% год к году), но если сравнивать два первых месяца 2018 с тем же периодом 2017 года, то прирост составит 2,2%, при общем 2%ном росте ВВП. МЭР считает показатели стабильными и проявляет определенный оптимизм, отмечает Андрей Хохрин, начальник управления ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент».
Прирост производства и приращение ВВП есть. Вопрос в достаточности этого прироста. Россия – пока не постиндустриальная экономика, и динамика промышленности для нас – важный показатель. А по этому показателю мы сейчас проигрываем не только Китаю и Индии (с большим отрывом), но и США, и средним значениям по G20.
Получается, что, взяв за основу политическую стабильность и постепенное повышение благосостояния граждан, мы, действительно, имеем и первое, и второе, но в сравнении с соседями все более проигрываем, до сих пор не придавая этому особого значения. Наверно, когда США окончательно опередят Россию по добыче нефти, будет какое-то общественное обсуждения, но вряд ли продолжительное.
Кстати, такая парадигма на длинном временном горизонте времени губительна. Растущее относительно прошлых лет, но постепенно отстающее от по сравнению с ведущими экономиками благосостояние общества при открытых границах требует от власти аргументации, почему же у нас хуже, чем у них.
Российская власть в начале десятых прибегла к универсальному аргументу – стала восстанавливать и наращивать военный потенциал. Сначала рост военных расходов всегда выглядит как продуктивный: возвращаются к жизни предприятия оборонного заказа, происходит оживление в смежных отраслях. Однако продукт военного производства, сам по себе, не приносит дополнительной стоимости.
Получить деньги здесь можно или от экспорта, и тогда почти все нужно поставлять на экспорт, а в России это вовсе не так, или от победоносной захватнической войны, но по счастью, это не наш случай. Со временем же приведенная парадигма только ухудшает экономические показатели и все более опускает страну и в плане благосостояния, и в плане темпов роста.
Далее, приведу ряд частных, но важных причин торможения.
Структурные изменения экономики остановились. 2014 год, когда нефть начала отвесно падать (со 115 долл. за баррель брент в сентябре 2014 до 27 в январе 2016), произошел закономерный структурный кризис: доля нефтянки в ВВП и бюджете стала таять, связанные и нефте- и газодобычей производства и услуги оказались в депрессии. Наверно, если бы нефтяные цены остались на 30-50 долларах кризис завершился бы настоящей сменой экономической структуры.
Но уже в 2017 году нефть стабилизировалась, в основном, выше 60 долл./барр., российская нефтедобыча в натуральном выражении достигла максимума в истории, и можно говорить, что прежняя структура экономики с очевидным лидерством добывающей промышленности вернулась.Добыча нефти во второй половине 2017 года перестала расти, но растет экспорт. Это уже более тревожно. Получается, что при более низкой цене сырья, нефтяники менее склонны к его переработке, оно просто гонится за рубеж, где покупатели готовы платить больше, чем внутри страны. Таким образом, в структуре выручки важнейшей отрасли экономики доля глубокого передела сокращается, зависимость от ценовой конъюнктуры мирового рынка растет, добавленная стоимость с единицы сырья снижается.
Протекционизм теряет действие. Ответные эмбарго, которые российские власти активно вводили в 2014-2015 годах, после введения антироссийских санкций, дали очевидный толчок сельскому хозяйству и производству потребительских продуктов.
Даже в 2017 году отраслевые лидера по приросту – производство мяса скота и особенно птицы (в среднем 11%-ный рост). Конечно, при перекосе экономической структуры в пользу добычи полезных ископаемых этот вклад не так заметен, но он есть. Однако эти отрасли остаются низкотехнологичными, способны обслуживать, в основном, внутренний спрос.
А внутренний потребительский спрос в условиях слабого, в целом, экономического роста – не способен самостоятельно заметно повышаться. Так что опасаться стагнации в этом сегменте можно уже в 2018 году.
Банковская система потеряла гибкость. Неконкурентная и огосударствленная банковская система – большая проблема экономики.В 2017 году из-за банкротства «Югры», санации «Открытия», «Бинбанка», «Промсвязьбанка» эта система окончательно утратила диверсификацию и внутреннюю конкуренцию, а заодно и экономическую эффективность. Т.к. госбанки неэффективны по своей сути.
Главная задача любого банка – кредитовать реальный сектор – решается очень однобоко: кредитуются «понятные» и, в основном, крупнейшие бизнесы (возвращаемся к нефтегазу и прочей добыче). То же сельское хозяйство, для которого создан отдельный специализированный РСХБ и введено субсидирование процентных ставок, массово жалуется, на гигантские залоги, которые требуются для получения кредитов и на безразличие кредитных экспертов к реальной оценке имущества и будущих денежных потоков.
Процент убыточных предприятий постепенно растет, вклад в экономику малого бизнеса сократился до пренебрежимых величин, средний бизнес не выдерживает давления со стороны крупнейших компаний. В 2016 году, по оценке Росстата, доля убыточных предприятий составляла 26%. При выходе из структурного кризиса их доля должна сокращаться.
Но в 2017 году Росстат насчитал их немного больше – 26,3%. При имеющихся темпах роста экономики и производства в нынешнем году можно было бы ожидать еще большего процента. Но цифры лукавы: в России продолжается укрупнение хозяйствующих субъектов, представители среднего бизнеса, находящиеся на грани рентабельность или под этой гранью встраиваются в вертикально интегрированные холдинги, собственная эффективность которых тоже под вопросом. Особенно печально, что основное давление со стороны крупнейших, часто государственных, корпораций испытывают высоко рентабельные и эффективные компании среднего уровня. Их среднестатистическая судьба – то же поглощение более крупными и, увы, менее эффективными структурами.