За последние дни в Вене были принята два значимых для рынка нефти решения – по продлению сделки ОПЕК+ и запуску альтернативного механизма расчетов с Ираном. Причем эксперты не исключают также его использования для экспорта иранской нефти, вопреки воле США.
Заторможенная эффективность
Второй месяц лета и второе полугодие 2019 г. нефтяной рынок начал с позитива – на фоне решения о продлении сделки ОПЕК+ в Вене еще на девять месяцев и известий о паузе в торговой войне между США и КНР, достигнутой по итогам переговоров лидеров двух стран на саммите G20. В понедельник к 17:25 мск фьючерсы на нефть Brent регистрировались на отметке $66,49 за баррель против уровня $64,81 за баррель неделей ранее.В этих условиях, рассчитывает главный аналитик “Промсвязьбанка” Екатерина Крылова, на текущей неделе нефть удержится в диапазоне $65-68 за баррель. А в течение июля останутся в пределах $60-65 за баррель, если не будет реализован военный сценарий между США и Ираном.
Динамика цены на нефть на предстоящей недели и в течение июля-месяца, в значительной мере, будет определяться решением ОПЕК+ по продлению соглашения об ограничении добычи, заметил ведущий аналитик ИФ ”Олма“ Антон Старцев. По его словам, цены на нефть Brent в ближайшие дни удержатся в диапазоне $64-67 за баррель. Причем, судя по ценовой динамике, участники рынка заранее закладывали ожидания по продлению ограничений на поставки нефти странами ОПЕК+. И если б подобное решение не было принято, это могло бы вызвать коррекцию вниз по нефтяным фьючерсам, оговорил Старцев. Как заявил в понедельник журналистам министр энергетики РФ Александр Новак, мониторинговый комитет ОПЕК+ поддержал предложение о продлении сделки по сокращению нефтедобычи на девять месяцев на текущих условиях. Причем за такое решение выступили все страны, одобрил его и министр нефти Ирана Бижан Зангане, уточнил Новак.
В субботу по итогам встречи с наследным принцем Саудовской Аравии Мухаммедом бен Салманом в рамках саммита G20 в Осаке президент России Владимир Путин сообщил, что обе стороны согласовали позицию по будущему сделки ОПЕК+ и намерены выступить за ее продление на шесть или девять месяцев с сохранением текущих объемов сокращения нефтедобычи. Как пояснил глава российского государства двумя днями ранее в интервью газете Financial Times, соглашение ОПЕК+ помогло стабилизировать и сделать более прогнозируемой ситуацию на нефтяном рынке, в чем заинтересованы и производители, и потребители. Таким образом, Владимир Путин, предпочел заранее задать нужный тон в дискуссиях по данному вопросу в Вене, четко обозначив соответствующую позицию Москвы.
Между тем, на минувшей неделе участники сделки высказывали сомнения по поводу готовности России к ее продлению. Как упомянул, в этой связи, Антон Старцев, бюджет РФ останется сбалансированным при ценах на нефть, более низких, нежели текущие. В то время как ценовые уровни сбалансированного бюджета для наиболее крупных игроков ОПЕК (Саудовской Аравии, Ирака, ОАЭ) достигают $64-85 за баррель. Очевидно, большинство стран ОПЕК заинтересовано в продлении ограничений. с целью поддержания цен на рынке нефти, тогда как российскую сторону, в принципе, могла бы устроить текущая цена при альтернативе сделки ОПЕК+ в виде снятия ограничений и увеличения добычи отечественными производителями (что подразумевало бы потенциальное увеличение налоговых поступлений в бюджет). Тем не менее, рынок, судя по динамике нефтяных котировок, рассчитывал на продление сделки ОПЕК+ по итогам встречи в Вене, констатировал ведущий аналитик ИФ ”Олма“.
“Сделка актуальна для стабилизации цен, ведь до недавнего времени был риск ухода нефти к $55 за баррель. Фактор торговой войны и ослабления мировой экономики и торговли никуда не ушел”, - оговорила Екатерина Крылова. По ее определению, для России участие в сделке, скорее, политический вопрос. В рамках соглашения некоторые компании РФ все равно наращивали добычу. При этом предпринятое на саммите ОПЕК+ продление соглашения об ограничении добычи окажет поддержку нефти, конкретизировала Крылова.
В подобных обстоятельствах некоторые аналитики допустили повышение цен до $70 за баррель и выше. Но другие сослались на известные примеры из практики, когда рынки “переигрывали“ предсказуемые решения ОПЕК+, как это случилось после саммита в мае 2017 г. Кстати, после известия из Вены к вечеру понедельника ценовые графики опустились ниже $66 за баррель.
Хотя в значительной степени связанные с решением ОПЕК+ ожидания уже учтены в ценах, в целом оно позитивно для рынка, для которого ценовой диапазон в $6070 за баррель сегодня представляется вполне комфортным, рассказал директор “Фонда энергетического развития” Сергей Пикин. При этом, подчеркнул он, в целом, баланс пока не достигнут, и дальнейшее движение цен будет обуславливаться как этим, так и прочими сопутствующими обстоятельствами.
Тормозящий эффект
На сегодня глобальная неопределенность по-прежнему поддерживается также китайским и иранским факторами. К примеру, в преддверии встречи президента США Дональда Трампа и председателя КНР Си Цзиньпина в Осаке , в “Промсвязьбанке” ограничились ожиданием возможных позитивных комментариев и риторической поддержки сторон, при фактическом затягивании с принятием решений по тарифам.И в самом деле, по результатам общения американского и китайского лидеров было объявлено о возобновлении, прерванных в мае, двусторонних торговых переговоров, в связи с чем в США пообещали отложить введение новых тарифов на китайскую импортируемую продукцию в сумме $300 млрд, что рынок воспринял, как паузу в идущей торговой войне. И это, по оценке Антона Старцева, может косвенно повлиять на рынок энергоносителей, поскольку фактор торговых войн воздействует на оценку агрегированного спроса на сырье.
При этом, как уточнил в своем комментарии начальник аналитического отдела ИК "Церих Кэпитал Менеджмент" Николай Подлевских, Дональд Трамп также сообщил, что решение по китайской телекоммуникационной компании Huawei будет принято позднее. Но американские компании далее смогут продавать ей компоненты и оборудование. В свою очередь, в официальном заявлении МИД КНР заявил, что Пекин настроен на продолжение переговоров с Вашингтоном, но они должны идти на основе равноправия взаимного уважения. Однако пока все это только слова и намерения, тогда как сохранение уже введенных пошлин продолжает оказывать тормозящий эффект, сформулировал Подлевских. Кроме того, предупредил он, во взаимоотношениях двух стран растет напряжение из-за иранских нефтяных поставок, так как США в стремлении ограничить их способны “закусить удила”.
Напомним, Китай, наряду с Россией, Британией, Германией и Францией является участником подписанного в 2015 г. Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по иранской ядерной программе, из которого США в одностороннем порядке вышли в мае 2018 г. И в ответ на ультиматум Тегерана, который истекал в начале июля и предусматривал приостановку выполнения части обязательств по СВПД, Париж, Берлин и Лондон запустили альтернативный механизм расчетов с Ираном INSTEX, с целью обхода американских санкций. Об этом в минувшую пятницу объявили в ЕС, генсек внешнеполитической службы которого - Хельга Шмид – возглавила в этот день заседание Совместной комиссии по обзору иранской ядерной сделки в Вене. Как извещалось, INSTEX доступен для всех государств Евросоюза и также прорабатывается возможность подключения к нему третьих стран. И здесь одним из центральных, конечно, становится вопрос об обеспечении, за счет данного механизма, также экспорта нефти из Ирана.
Хотя спецпредставитель США по Ирану Брайан Хук в тот же день предупредил, что Вашингтон введет санкции в отношении любой страны, которая импортирует иранскую нефть.
Впрочем, как отметил Сергей Пикин, поскольку европейские страны запустили альтернативный расчетный механизм, то, очевидно, готовы распространить его действие и на нефтяные поставки. Для Европы риски, связанные с невыполнением Ираном обязательств по ядерной сделке и разрушениям СВПД, представляют гораздо большую опасность, нежели для США, которые находятся за океаном. И очевидно, стараясь не допустить негативного для себя сценария. европейцы могут пойти на возобновление экспорта нефти из Ирана - вопреки воле Вашингтона, не исключил директор “Фонда энергетического развития”. С учетом допущенного им сенсационного поворота в иранском сюжете, общий пасьянс способен еще более усложниться.
Пока же иранский фактор пребывает в “спящем” состоянии - реальную угрозу для рынка нефти он будет представлять только в случае реализации военного сценария, чреватого срывом поставок нефти. определила Екатерина Крылова.
Также, комментируя еще один фактор неопределенности, связанный с неоднозначной американской статистикой, которая, по оценке ряда аналитиков, указывает на сохраняющиеся риски для баланса на рынке в условиях слабого спроса, главный аналитик “Промсвязьбанка” ответила: тут больше угрозы со стороны роста добычи в Штатах - при слабом росте мирового спроса. При этом понижательная динамика в запасах оправдана, с учетом автомобильного сезона и наращивания экспорта США при параллельном снижении импорта, указала Крылова.
По данным Минэнерго США, за неделю, завершившуюся 21 июня, коммерческие запасы нефти в стране сократились на 12,8 млн баррелей, до 469,6 млн. против их снижения на 3,1 млн баррелей на предыдущей неделе. При этом добыча нефти в Штатах за указанный период уменьшилась на 100 тыс баррелей в сутки , до 12,1 млн баррелей в сутки, вновь войдя в противоречие с показателями по количеству буровых установок. По оценке компании Baker Hughes, их число за упомянутую неделю увеличилось на одну единицу до 789 штук, а за неделю к 28 июня выросло еще на четыре единицы, до 793 штук.
Наталья Приходко