После всплеска нефтяных цен в связи с выходом США из ядерной сделки с Ираном далее возможно некоторое охлаждение спекулятивной активности, предположили эксперты. Однако они не исключили дальнейшего геополитического обострения, а некоторые даже почувствовали запах войны.
Прогнозная балансировка
Как и прогнозировали эксперты, на фоне выхода Вашингтона из иранской ядерной сделки (о котором президент США Дональд Трамп объявил 8 мая, пообещав в дополнение к возобновляемым "старым" санкциям против Тегерана еще и новые) нефтяные цены на минувшей неделе устремились к новым высотам, преодолев планку $77 за баррель. В понедельник 14:25 мск фьючерсы на нефть Brent регистрировались на отметке $77,36 за баррель против уровня $75,51 за баррель неделей ранее.В последующие же дни ведущий аналитик ИФ ”Олма“ Антон Старцев ожидает "охлаждения" спекулятивной активности на нефтяном рынке, ранее вызванной решением США о выходе из соглашения по иранской ядерной программе. При этом на характер торгов могут повлиять обещанные США санкционные действия в отношении Ирана. Хотя, даже если они будут предприняты уже на этой неделе, их влияние на глобальное предложение пока затруднительно оценить однозначно, поскольку значительная часть сырья, которое Иран не сможет продавать западным партнерам, может быть перенаправлена в страны Азии, допустил Старцев. По его предположению, на этой неделе возможен диапазон по фьючерсам на нефть марки Brent в $75,4-77,2 за баррель.
Помимо геополитической проблематики, оговорил главный аналитик "Нордеа Банка" Денис Давыдов, на текущей неделе в фокусе нефтяного рынка также будут ежемесячные отчеты ОПЕК и МЭА. Отчет картеля, как ожидается, сможет оказать умеренную поддержку ценам, которые вряд ли преодолеют локальные максимумы, достигнутые накануне на фоне роста геополитических рисков. Отчет МЭА, напротив, способен оказать понижательное давление на цены. В этих условиях ценовыми ориентирами в ближайшие дни для Brent выступят отметки $75-78 за баррель, уточнил Давыдов.
Для большинства экспертов очевидно, в свою очередь отметил ведущий аналитик УК "Горизонт" Владимир Рожанковский, что с технической точки зрения нефть перешла к фазе долгосрочного восстановления. Однако фундаментальные факторы в ближайшее время будут нивелироваться потоком геополитических новостей. Проблема ядерной сделки с Ираном и ее разнящегося восприятия у Дональда Трампа и европейских лидеров – это лишь вершина айсберга. В зоне риска в сфере добычи также находятся такие страны, как Венесуэла, где уже 20 мая пройдут выборы, и в той или иной степени Ирак, Ливия, Катар, Ангола и Нигерия. Причем сохраняющаяся в этих государствах внутренняя напряженность свидетельствует о том, что угрозы внезапного снижения добычи у них существенно превышают риски несанкционированного ОПЕК перепроизводства. С учетом этого рынок склонен видеть в нефти все более “бычью” историю, констатировал Рожанковский.
Договорной баланс
"Бычий" настрой почти не поколебали и данные от компании Baker Hughes за неделю, завершившуюся 11 мая, по очередному увеличению числа буровых установок в Соединенных Штатах: на 13 штук до 1045 единиц при росте нефтяных установок на 10 штук до 844 единиц. К тому же, по информации Минэнерго США, за неделю, завершившуюся 4 мая, коммерческие запасы в стране уменьшились на 2,2 млн баррелей до 433,8 млн. Тогда как аналитики ожидали более скромного сокращения на 0,2 млн баррелей. Одновременно в Штатах также снизились запасы бензина: на 2,2 млн баррелей до 235,8 млн. А запасы дистиллятов продемонстрировали рекордное (за последние 14 лет) падение на 3,8 млн баррелей до 115 млн.По мнению Антона Старцева, основным фактором уменьшения запасов сырой нефти в США на прошедшей неделе стало сокращение импорта. Последнее способно продолжиться за счет импортозамещения и роста внутреннего производства. Однако увеличение добычи внутри США может способствовать восполнению запасов, а значит, в ближайшие недели возможно если не прекращение их уменьшения, то как минимум его замедление, рассказал эксперт.
Тогда как Владимир Рожанковский счел весьма нетривиальным отмеченное неожиданное существенное (более чем на 2 млн баррелей) сокращение запасов нефти в США, которое коснулось не только сырой нефть, но и всех учитываемых в данной сводке типов нефтепродуктов. Обычно при сокращении запасов сырой нефти растут запасы продуктов нефтепереработки - и наоборот, что логично. Но в этот раз зафиксированное синхронное падение очень сильно напоминает картину подготовки США к боевым действиям, которая уже случалась в прошлом. "Подобные цифры могут быть объяснены только одномоментным существенным всплеском спроса, возможным лишь при наличии очень крупного заказчика на рынке. И, как в подобных случаях говорят, похоже, что таким заказчиком выступает само государство", - подбавил аналитик интриги к рутинному, казалось бы, статистическому сюжету.
Продолжив "интригующую" тему, Денис Давыдов определил, что в неоднозначных нынешних обстоятельствах все большую интригу приобретает и исход предстоящего саммита ОПЕК+ 22 июня в Вене. При том, что достижение баланса на нефтяном рынке в текущем или следующем месяцах выглядит практически решенным вопросом (здесь имеется в виду достижение 5-летних средних значений по запасам в ОЭСР). "Но если до выхода США из иранской ядерной сделки мы могли уверенно говорить о том, что соглашение продлится как минимум до конца текущего года и далее будет трансформировано и продолжено в каком-то виде, то сейчас может остро встать вопрос о его существовании в принципе. Впрочем, для России, как и других стран-нефтепроизводителей, выгоден вариант любого взаимодействия, и крайне невыгоден вариант, когда "каждый сам за себя", указал главный аналитик "Нордеа Банка".
Гарантийный дисбаланс
А что касается американо-иранских отношений, добавил он, то после отмеченной реакции рынка на фактически принятое решение о выходе США из сделки цены на “черное золото” стабилизировались в ожидании дальнейших сигналов. Последующее развитие событий будет зависеть от того, удастся ли Дональду Трампу склонить европейцев усадить иранскую сторону за стол переговоров для подготовки нового соглашения. В противном случае возникает вопрос об экстерриториальных санкциях со стороны США. Так или иначе, сохраняющаяся неопределенность обеспечивает премию за риск в ценах на нефть, подчеркнул Давыдов.Возобновление США санкционного режима в отношении Ирана, заметил Антон Старцев, представляется негативным фактором для многих европейских компаний. И политики в ЕС уже дали понять, что будут искать способы защиты интересов европейского бизнеса. Пока сохранение соглашения по иранской ядерной программе без участия США выглядит наиболее вероятным сценарием, заключил ведущий аналитик ИФ "Олма".
В понедельник министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф на встрече с российским коллегой Сергеем Лавровым заявил, что выход США из ядерной сделки подрывает баланс обязательств между Ираном и другими участниками договора. В этих условиях Тегеран рассчитывает получить от России, Китая и европейских стран гарантии по защите его интересов в ядерной сделке, пояснил Зариф. В воскресенье он встретился с китайским коллегой Ван И, а во вторник проведет переговоры в Брюсселе с главой европейской дипломатии Федерикой Могерини и коллегами из Великобритании, Германии и Франции. Иранскую проблематику также обсудят на саммите ЕС 17 мая.
Однако, по оценке Владимира Рожанковского, ключевым для Ирана может стать не саммит ЕС 17 мая, а очередное заседание технического комитета ОПЕК+ 22 мая. Хотя ранее Саудовская Аравия заявила о готовности заместить выпадающие объемы иранской нефти в случае реализации санкций США, Иран, несомненно, такой сценарий не устраивает. Тегеран может искать кооперации с другими странами, в частности с Россией, по вопросу отказа от соблюдения своих обязательств перед ОПЕК (в особенности, если комитет воздержится от специального меморандума, посвященного ситуации с Ираном), а также возможного демпинга для тех государств, которые не присоединятся к санкциям и во имя получения дешевой нефти будут готовы пойти на риск. Все это попахивает серьезным риском дестабилизации нефтяного рынка, предупредил ведущий аналитик УК "Горизонт".
Между тем, накануне госсекретарь США Майкл Помпео обвинил в интервью страны Европы в том, что они "просто не согласились с требованиями исправить сделку". В этой связи госсекретарь напомнил, что у Великобритании, Германии и Франции есть еще 90 дней, чтобы прийти к соглашению по иранской программе. В тот же день и советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон не исключил санкций против компаний ЕС за сотрудничество с Тегераном. Как он ответил журналистам, "это зависит от поведения других правительств".
На таком фоне тем более занятно выглядели появившиеся на днях сообщения о том, что США подали жалобу в ВТО на Индию, намеренно занижающую, по американским данным, сведения о поддержке рыночных цен на рис и пшеницу. Подобные действия являются нарушением правил ВТО, объявило Министерство сельского хозяйства Соединенных Штатов, то есть страны, которая своими последними решениями неоднократно откровенно перечеркивала эти самые правила.
Наталья Приходко