InvestFuture

Программы MBA в Азии: популярность растет

Прочитали: 1024

Существует множество показателей, говорящих об экономическом росте Азии, от роста ВВП до роста числа туристов. Менее заметным, но не менее впечатляющим, стал рост числа азиатских бизнес-школ.

Согласно мировому рейтингу курсов Master of Business Administration, составленному Financial Times, 11 азиатских бизнес-школ вошли в топ-50 в этом году.

Среди них оказалась и INSEAD, которая была основана во Франции в 1957 году, но в настоящий момент является французско-азиатской школой с кампусом в Сингапуре, который был открыт в 2000 году.

В рейтинг бизнес-школ FT вошли школы из разных стран Азии. Три индийские школы, три сингапурские, оказались в топ-50. Одна школа из Южной Кореи оказалась на 54 месте.

Но ни одна страна не удивляет так сильно, как крупнейшая экономика региона – Китай. Именно здесь находится большинство азиатских школ бизнеса, вошедших в число лучших в мире.

В 1994 году в Шанхае была открыта совместная школа, организованная правительством Китая и ЕС, China Europe International Business School.

Сегодня эта школа занимает 11 место в рейтинге лучших мировых бизнес-школ.

На 15 месте, вместе с Йельской школой менеджмента, расположилась Бизнес-школа Гонконгского научно-технологического университета, основанная в 1991 году.

Три другие китайские школы, вошедшие в топ-50 рейтинга FT: Antai College of Economics and Management (34 место), Chinese University of Hong Kong Business School (36 место) и Бизнес-школа Гонконгского университета (39 место).

Острая конкуренция

Ряд экспертов полагает, что успех азиатских школ связан с тем, что там такой вид образования только зарождается.

При этом, идет острая конкуренция с западными школами. Эксперты отмечают, что азиатским школам есть куда расти, даже несмотря на то, что они уже добились значительного успеха.

Эксперты полагают, что лучшие азиатские бизнес-школы перестали быть клонами западных конкурентов, они предлагают уникальные программы, которые подходят для ведения бизнеса в локальных условиях.

Предлагаются также совмещенные программы «Восток и Запад”, которые позволяют изучать примеры китайских и гонконгских компаний.

Среди них - Huawei Technologies, JD.com, технологический стартап DJI Technology, а также многие другие.

Другие китайские ведущие школы предлагают аналогичный подход.

В первые десятилетия существования программы, которые предлагала CEIBS, ничем не отличались от программ Гарварда или INSEAD, отмечает декан школы Дин Юань.

Однако постепенно школы начали вести собственные исследования и вводить материал, который позволяет изучить специфику ведения бизнеса в Китае.

В частности, это касалось того, как китайские компании стали играть заметную роль в мировом пространстве и как зарубежные компании развивали свой бизнес в Китае. На сегодняшний день таких исследования более тысячи.

В первую неделю изучения программы MBA в CEIBS студенты изучают не только опыт международных компаний, но и ряд тем, таких как бухгалтерские практики китайских добывающих компаний или туристический бизнес, связанный с помещением Великой Китайской стены.

Расписание в ведущих школах также охватывает роль Китая как мирового лидера в финансово-технологической индустрии, давая информацию о регуляторных особенностях и вопросах интеллектуальной собственности в стране.

Некоторые школы даже предлагают курсы гуманитарных наук, включая конфуцианство и историю, что позволяет расширить знания о стране.

Все ведущие школы предлагают программы на английском и китайском языках.

Стоимость начинается от 400 000 юаней($59 883) за МВАв таких школах, как CEIBS или CKGSB, а стоимость в HKUST Business School начинается от 585 000 гонконгских долларов ($74 786).

Несмотря на то, что CEIBS в основном дает информацию о национальных компаниях, сама бизнес-школа является одной из ведущих в мире. У нее есть кампус в Аккре, Гана, который был открыт в 2009 года, чтобы обучать китайских предпринимателей, работающих в Африке, а также африканских управляющих, работающих вместе с китайцами.

В 2015 году CEIBS приобрела Lorange Institute of Business Zurich, чтобы открыть европейский кампус.

CKGSB также заявляет о готовности расширяться в рамках так называемого «конфуцианского экономического блока», который включает в себя Китай, Японию, Южную Корею, Вьетнам и Сингапур.

Отмечается также и тот факт, что сейчас все больше студентов в китайских бизнес-школах – иностранцы. В настоящий момент их доля достигает 40% от общего числа студентов.

Возможности для сотрудничества

Иностранные студенты также посещают бизнес-школы на базе китайских государственных университетов.

Эксперты полагают, что одной из причин можно назвать тот факт, что одноклассники в таком случае будут работать в китайском правительстве, вести бизнес или работать в китайских банках.

А так как китайская система не всегда понятна западным предпринимателям, они предпочитают налаживать личные связи, которые становятся очень важны в такой ситуации.

Рост числа азиатских бизнес-школ в рейтинге FT действительно впечатляет. В этом году семь азиатских школ, включая INSEAD, вошли в топ-30, 11 - в топ-50 и 13 - в топ-100.

Среди индийских бизнес-школ лучшие результаты показала Индийская школа бизнеса, которая заняла 27 место в рейтинге вместе с S.C. Johnson Graduate School of Management.

За ней идет Индийский институт менеджмента Ахмедабад, занимающий 29 место.

Третья индийская бизнес-школа, оказавшаяся в топ-50, Индийский институт менеджмента Бангалор – 49 место.

Индийский институт менеджмента Калькутта заняла 95 место.

Все эти школы выпускают сотрудников для компаний, работающих в Индии, а не в Великобритании и США.

Идеальная копия

Существует и другой подход, который разделяют некоторые американские бизнес-школы, которые открыли свои кампусы в Азии.

В некоторых случаях они сотрудничают с местными школами, чтобы лучше закрепиться в регионе.

При этом, они придерживаются собственных программ, не пытаясь составить некие гибридные программы с учетом местной специфики.

Например, Уортонская школа бизнеса при Пенсильванском университете открыла свой центр Penn Wharton China Center в 2015 году в Пекине.

Школа бизнеса имени Бута Чикагского университета открыла кампус в Азии в 2000 году, с тех пор она переехала из Сингапура в Гонконг.

Их программа – ровно такая же, как и в американских подразделениях, преподаватели летают в Азию, чтобы давать уроки.

Требования для получения степени также одинаковые, как и в США.

При этом, преподаватели отмечают, что местная специфика все же учитывается, так как при изучении кейсов используются кейсы азиатских компаний, да и азиатские студенты во время обсуждений добавляют примеры местных компаний.

Аризонский университет придерживается аналогичного подхода к своим бизнес-программам. Они отмечают, что цель образования в Азии – предоставить доступ к американской система образования для тех, кто не может себе этого позволить.

Уникальные требования

Азия – регион очень многообразный, где у каждой страны имеются свои особенности.

Так, в Китае и Индии растет численность среднего класса. В Японии население очень состоятельное, но отмечается старение.

Все это означает, что региону необходимо как можно больше локализованного контента в области бизнес-образования.

Так, если студенты изучают цепочки поставок в Индии, то здесь нельзя воспринимать инфраструктуру как что-то само собой разумеющееся, как это происходит на Западе.

Юго-восточная Азия – это целый набор небольших рынков, поэтому к региону неприменим подход США, когда страна воспринимается одним большим рынком, на котором необходима единая стратегия.

Это означает, что, хотя основные аспекты ведения бизнеса, такие как бухгалтерия и экономика, являются общими во всем мире, есть и другие, более специфические вопросы, которые присущи каждому отдельному рынку.

Тем не менее, для многих азиатских студентов остается привлекательной перспектива учебы в западной школе бизнеса, так как это позволяет им глубже изучить западную культуру и наладить контакты с местными предпринимателями.

В Азию за МВА

Многие азиатские студенты по-прежнему предпочитают получать степень МВА на Западе или в Австралии, растет поток западных студентов, которые отправляются в Азию для учебы в местных бизнес-школах.

Если говорить о бизнес-школах материкового Китая, то 40% студентов в бизнес-школах CEIBS и Cheung Kong Graduate School of Business - иностранцы.

В Школе Бизнеса Гонконгского научно-технологического университета учатся представители более 40 стран мира.

В бизнес-школе Сингапура 80% кандидатов на получение степени МВА не являются сингапурцами.

Это отражает тот факт, что Сингапур – по-настоящему международный центр торговли и инвестиций, где работает множество иностранцев.

Западные студенты, заинтересованные в азиатском образовании, рассчитывают на то, что такое образование даст им возможность сделать карьеру на местном рынке.

Часть студентов признается, что видят на востоке больше возможностей для карьерного роста, чем на Западе, особенно если речь идет о Китае.

Помимо того, что в бизнес-школах такие студенты изучают местную специфику, они также получают возможность устанавливать контакты, которые в будущем им могут пригодиться при ведении бизнеса и развитии карьеры.

Обучение на практике

Существуют возможности обучения на практике, когда студентов в рамках обучающих программ отправляют в партнерские компании, чтобы они получили возможность поработать над специфическими проблемами и стратегиями на конкретном рынке.

Именно поэтому многие западные студенты выбирают те бизнес-школы, которые сотрудничают с азиатскими школами, что позволяет глубже изучить региональные рынки.

В частности, речь идет о Школе бизнеса Массачусетского технологического университета, которая сотрудничает с малазийской ASB.

Это одна из самых новых бизнес-школ в Азии, а кроме того, она одна из самых небольших и неплохо финансируемых.

Она не входит в рейтинг лучших бизнес-школ, так как готовится к набору всего лишь второго потока студентов.

По оценкам экспертов, школе понадобится около 5 лет, чтобы добиться международного признания и попасть в рейтинг лучших школ.

Студенты отмечают ряд преимуществ, которые предоставляет подобная школа, а также отмечают, что проживание и обучение в Азии может оказаться даже дешевле, чем на Западе.

Причины, по которым западные студенты едут в Азию за МВА, также толкают азиатских эмигрантов возвращаться на родину и получать там образование.

Они также отмечают, что такое образование даст им не только возможность получить степень МВА, но и узнать больше о специфике местного рынка, а также получить более широкие, глобальные знания.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
(оценок: 39, среднее: 4.54 из 5)
InvestFuture logo
Программы MBA в Азии:

Поделитесь с друзьями: