Госкомпания РЖД разработала проект долгосрочной программы развития (ДПР) до 2025 г.: монополия обещает увеличение прибыли в десятки раз, но просит повысить тарифы.
"Монополия ждет роста выручки почти вдвое, а прибыли в 28–40 раз. Но для этого государству придется гарантировать ОАО "РЖД" рост тарифа в 2018 г. на 6%, а дальше до 2025 г. по принципу "инфляция минус 0,1%". При этом бюджет мало что получит от монополии: девять лет она собирается платить дивиденды лишь по привилегированным акциям, доля которых в капитале всего 0,002%", - отмечает издание "Коммерсантъ".
При этом, Банк России заверяет, что инфляция будет на уровне 4% в ближайшие годы, и получается, что компания просит проиндексировать тарифы темпами выше, чем растет инфляция.
Крупнейшие компании с госучастием, тарифы которых утверждаются, ежегодно представляют в правительство инвестпрограммы для одобрения.
Среди них - "Газпром" и РЖД. Одновременно правительство утверждает индексацию тарифов для них.
В течение года такие компании могут пересматривать свои инвестпланы.
Как сообщали "Вести. Экономика", в начале августа, РЖД повторно увеличили инвестиционную программу на 2017 г. В этот раз на 50,5 млрд, или на 11%, до рекордного значения 510 млрд руб.
Инвестиционная программа ОАО "РЖД" на 2016 г. составляла 424,1 млрд руб., на текущий год была утверждена в сумме 459,5 млрд руб.
В июне 2017 г. РЖД увеличили инвестпрограмму на 2017 г. до 495 млрд руб. на 8%, или 35,5 млрд руб., по сравнению с прежним его вариантом.
Принятая в России практика повышения тарифов неэффективна, отмечают экономисты Столыпинского клуба.
Ранее замминистра экономического развития Николай Подгузов приводил следующие цифры: с 2000 по 2016 гг. цены на газ увеличились в 15 раз, на железнодорожные перевозки — в 10 раз, на водо- и теплоснабжение — в 28 раз, а промышленные цены — только в шесть. При этом рост тарифов госмонополий не привел и к обновлению инфраструктуры: доля оборудования за пределами нормативных сроков службы достигла 45-50%.
Рост тарифов РЖД приводит к удорожанию ключевой составляющей торговли – логистики. Высокая стоимость грузоперевозок, является следствием отсутствия у ОАО "РЖД" мотивации к оптимизации затрат, в том числе в отношении "непроизводительных" расходов, связанных с обслуживанием непрофильных активов.