Счетная палата РФ вскрыла серьезные просчеты Федеральной адресной инвестиционной программы на 2017 г. и на плановый период 2018 и 2019 гг., утвержденной министром экономического развития Максимом Орешкиным.
Аудиторы указывают на существенные недостатки программы: ее объем растет, но и растет число недоработанных проектов.
Программа необоснованно раздувается, и это приводит к срыву сроков ее выполнения.
"Федеральная адресная инвестиционная программа (ФАИП) на 2017 г. и на плановый период 2018 и 2019 гг. утверждена министром экономического развития Российской Федерации М. С. Орешкиным 28 декабря 2016 г. в объеме на 2017 г. 738,5 млрд руб., на 2018 г. – 677,3 млрд руб. и на 2019 г. – 570,8 млрд руб. (без учета сведений, составляющих государственную тайну)", - напоминает Счетная палата.
Объем ФАИП, уточненной на 1 августа 2017 г., составил 792,2 млрд руб. (без учета сведений, составляющих государственную тайну) и увеличился за 7 месяцев 2017 г. на 53,7 млрд руб., или на 7,3%, в том числе на 44,8 млрд руб. за счет остатка не использованных в 2016 г. лимитов бюджетных обязательств на оплату заключенных государственных контрактов для капитальных вложений в объекты ФАИП.
Объем программы вырос, но Минфин наложил ограничения на бюджетные ассигнования по проектам ФАИП из-за отсутствия проектной документации.
"В утвержденной ФАИП объем бюджетных ассигнований на 2017 год, по которым установлены ограничения на финансирование и выполнение работ по объектам в связи с отсутствием утвержденной проектной документации и (или) детализации мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), составил 69,0 млрд руб. (11,5% общего объема бюджетных ассигнований ФАИП без учета специальных работ, входящих в государственный оборонный заказ), что больше на 5,5 млрд руб. и на 1,4 процентного пункта, чем в утвержденной ФАИП на 2016 г.", - подчеркивает Счетная палата.
"Включение в ФАИП объектов, не готовых к началу строительства (реконструкции) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, приводит к увеличению или срыву сроков, невозможности осуществления строительства, перераспределению или сокращению значительных объемов средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию ФАИП", - предупреждает Счетная палата.
В итоге в 3 раза вырос объем бюджетных ассигнований, требующих документарного подтверждения в ФАИП. Это тормозит исполнение программы.
"Счетная палата отмечает, что объем бюджетных ассигнований на инвестиционные проекты строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов, по которым в ФАИП имеется указание на необходимость принятия нормативного правового акта, составлял на начало 2017 г. 32,9 млрд руб. (4,5% общего объема ФАИП), что в 3 раза выше, чем на начало 2016 г. (11,2 млрд руб., или 1,4%), и сократился за 7 месяцев 2017 г. лишь на 15,1 млрд руб., или на 45,9%", - отмечается в отчете Счетной палаты.
"Наличие в ФАИП указанных бюджетных ассигнований подтверждает вывод Счетной палаты о включении в программу объектов и мероприятий, не готовых к началу строительства, реконструкции в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации", - констатируют аудиторы Счетной палаты.
В 2017 г. темпы ввода в эксплуатацию объектов ФАИП продолжают оставаться низкими. Так, по информации Росстата, по итогам первого полугодия 2017 г. введено в эксплуатацию на полную мощность лишь 19 из 467 объектов, или 4,1% количества объектов, подлежащих вводу (по итогам первого полугодия 2016 г. - 13 из 489 объектов, или 2,7%).