Коллегия Счетной палаты утвердила оперативный доклад о ходе исполнения федерального бюджета за январь-март 2019 г. - квартал оказался сложным: нацпроекты не выполняются, инфляция растет, доходы населения падают.
В I квартале 2019 г. цены на нефть марки Urals и курс рубля показывали положительную динамику. Промышленное производство выросло на 2,1%, оборот розничной торговли – на 1,8%, отмечает в отчете Счетная палата.
Инфляция в марте ускорилась до 5,3% в годовом выражении, а реальные располагаемые денежные доходы населения сократились - на 2,3%.
Доходы федерального бюджета поступили в сумме 4,6 трлн руб. Это 23% прогнозируемого общего объема доходов. По сравнению с аналогичным периодом 2018 г. доходы выросли на 512,7 млрд руб. или на 12,6%. Нефтегазовые доходы увеличились на 133,7 млрд руб. (7,2%), ненефтегазовые доходы - на 379 млрд руб. или на 17,1%. В основном это связано с поступлением НДС и налога на прибыль организаций.
При этом расходы федерального бюджета исполнены на достаточно низком уровне - 21,5% показателя сводной росписи. По сравнению с аналогичным периодом 2018 г. наиболее низкий уровень исполнения расходов отмечен по разделам "Культура, кинематография", "Обслуживание государственного и муниципального долга", "Жилищно-коммунальное хозяйство", "Национальная экономика", "Образование".
В I квартале существенно увеличился объем изменений сводной росписи за счет остатков неиспользованных бюджетных ассигнований. Он превысил аналогичный показатель 2018 года на 39,2% (209,8 млрд руб.) и составил 745,5 млрд руб.
Расходы по 15 главным распорядителям бюджетных средств исполнены на уровне менее 10%. Причем по трем из них уровень исполнения расходов ниже показателей I квартала 2018 и 2017 гг. Это Ростуризм, Росавтодор и Роснедра.
Исполнение расходов на реализацию ФАИП (без учета консолидированных субсидий) составило лишь 7% объема лимитов бюджетных обязательств. Основная причина такого низкого исполнения - включение в программу средств на объекты и мероприятия, не готовые к началу строительства (без утвержденной проектной документации, пообъектной детализации). Объем таких средств составил 179,6 млрд руб. Это 20,7% общего объема бюджетных ассигнований на реализацию ФАИП.
На низком уровне - менее 10% - исполнены расходы (открытая часть) на реализацию 11 госпрограмм: спорт, жилье, информационное общество, транспорт, образование, космос, Крым, национальная политика, фармацевтика, Северный Кавказ и ОПК. По 2 госпрограммам - электронная промышленность и Арктика - исполнение расходов еще даже не начиналось.
Аналогичная ситуация отмечается и с исполнением расходов по нацпроектам и Комплексному плану – всего 12,8%. При этом до сих пор не создана действенная система мониторинга их реализации. На 15 апреля 2019 г. из 145 показателей национальных проектов (программ) и комплексного плана в Федеральный план статистических работ включены только 112 или 77,2%. Методики расчета утверждены только для 77 из 112 показателей, включенных в Федеральный план.
На низком уровне - менее 10% - исполнены расходы на предоставление межбюджетных трансфертов по 7 нацпроектам и Комплексному плану. Не осуществлялось перечисление межбюджетных трансфертов по нацпроектам "Производительность труда и поддержка занятости", "Международная кооперация и экспорт".
В I квартале федеральный бюджет исполнен с профицитом в сумме 546 млрд руб.