В системе госзакупок наступил кризис. Только 61% федеральных и региональных заказчиков утвердили планы и планы-графики, без которых проводить закупки нельзя, заявил замминистра экономразвития Евгений Елин.
Почти 74,5 тыс. заказчиков не смогли приступить к размещению контрактов. Всего в России насчитывают 280 828 организаций-госзаказчиков, но закупками в 2016 г. занимался только 190 171 заказчик, пишут "Ведомости".
В январе госзакупки не вели, проблему решили только в феврале. В начале года почти 180 тыс. закупщиков не смогли разместить заказы в Единой информационной системе. Между тем замруководителя казначейства Сергей Гуральников отметил положительные подвижки, в системе размещено 120% извещений к показателю за то же время прошлого года.
Необходимо закупить пять пожарных машин, а закупку провести не можем, поскольку невозможно изменить план-график, заявила зампред комитета по управлению госимуществом Карелии Елена Игнатенкова.
Причиной неудачи служит дополнительное регулирование: с 2017 г. введен казначейский контроль. Теперь необходимо сопоставить шесть показателей о закупке - планы, планы-графики, извещения и так далее, пояснил директор департамента Минэкономразвития Максим Чемерисов. По 3,3 млн контрактов это можно сделать только автоматически, но автоматизировать процесс не удалось.
Сложности возникают и при создании планов, которые с 2017 г. делают трехлетними, и планов-графиков, которые делают на год, отмечено в письме первому вице-премьеру Игорю Шувалову.
Каждое изменение планов требует не менее пяти согласований для региональных заказчиков. Контроль со стороны казначейства блокирует прохождение заявки: пока документ не проверен, его нельзя разместить в информационной системе, отметил Черемисов.
Необходимо внести изменения в постановление правительства и снять блокаду казначейского контроля, полагают участники рынка. В свою очередь Минфин также предложил правительству приостановить обязательный казначейский контроль за госзаказом до 1 января 2019 г.
Следует также внести изменения в сам закон о госзакупках, сократив втрое казначейский контроль: оставив за казначейством проверку извещений о закупках и данных, которые попадают в реестр контрактов. При этом извещения нужно проверять на соответствие финансовым обязательствам, заключил Елин.
Минфин 28 февраля обнародовал проект постановления правительства о передаче из МЭР в Минфин регулирования государственными и муниципальными закупками. В задачи Минфина должны войти согласование "применения закрытых способов определения поставщиков, возможности заключения контракта с единственным поставщиком, взаимодействие … с единой информационной системой и электронными площадками".