В воскресенье во время консультаций на Ближнем Востоке госсекретарь США Майк Помпео заявил, что необходимо создать коалицию против Ирана.
Помпео отметил, что решил посетить Саудовскую Аравию и ОАЭ, учитывая, что суннитские арабские союзники встревожены растущей агрессией шиитского Ирана и его влиянием в регионе. Его остановки в Джидде и Абу-Даби стали частью поездки в Индию, откуда он присоединится к президенту Дональду Трампу в Японии и Южной Корее.
«Мы поговорим с ними о том, как создать коалицию не только в странах Персидского залива, но и в Азии и в Европе. Коалицию, которая поможет решить проблему, поскольку сможет оказать сопротивление крупнейшему в мире государственному спонсору террора», ─ заявил Помпео об Иране.
Помпео выступил с жесткой речью. И, тем не менее, он поддержал президента Дональда Трампа и вице-президента Майка Пенса, заявив, что США готовы к переговорам с Ираном без предварительных условий. Это нужно, чтобы ослабить напряженность, которая усиливалась с тех пор, как в прошлом году Трамп вывел США из ядерной сделки с Ираном и начал давить на Тегеран экономическими санкциями. В понедельник будет объявлено о новом раунде санкций против Ирана, чтобы заставить его руководство сесть за стол переговоров.
Словом, это была неделя резких заявлений о политике США в отношении Ирана. Она прошла между агрессивными, примирительными и снова агрессивными заявлениями, после того как Иран сбил американский военный беспилотник и заявил, что не подчинится давлению Вашингтона.
Изначально Трамп заявил, что Иран совершил «очень большую ошибку», и что «трудно поверить», что атака на беспилотник в четверг не была преднамеренной. Позже он добавил, что, скорее всего, этот шаг совершенно непреднамеренно совершил «какой-нибудь глупый» иранец. И призвал не наносить ответные военные удары по Ирану. В субботу Трамп снова поменял точку зрения и заявил, что Иран действовал «сознательно».
На выходных Трамп заявил, что ценит решение Ирана не сбивать американский самолет-разведчик. Он отметил, что станет «лучшим другом» Ирана, если в конечном итоге Тегеран откажется от стремления создать ядерное оружие. Также Трамп пообещал помочь стране восстановить искалеченную экономику.
Затем в воскресенье советник Трампа по национальной безопасности Джон Болтон отметил, что Иран не должен «принимать американское благоразумие и осторожность за слабость». Он сказал это после того, как Трамп отменил военный удар, узнав, что около 150 человек будут убиты.
Однако позже Болтон, который давно занимает «ястребиную» позицию по Ирану, подчеркнул, что США оставляют за собой право на атаку на более позднем этапе.
В воскресенье президент Ирана Хасан Рухани заявил, что «интервенционистское военное присутствие» США ответственно за разжигание огня.
Вскоре после этого мятежники хути в Йемене, поддерживаемые Ираном, атаковали аэропорт в южной части Саудовской Аравии, убив одного человека и ранив семь других, согласно данным саудовских военных. Официальные лица Саудовской Аравии и США заявили, что эти атаки стали примерами «злонамеренного поведения» Ирана на Ближнем Востоке.
Помпео, который пообщался с репортерами, прежде чем сел на свой самолет в Вашингтоне, заявил, что в переговорах с королевством и ОАЭ он ставит себе цель лишить Иран «ресурсов для разжигания террора, создания своей системы ядерного оружия, создания их ракетной программы».
«Мы лишим их ресурсов, так как преследуем интересы США и боремся за безопасность во всем мире», ─ отметил Помпео, который должен был прибыть в регион, после того как 1 человек был убит, а 7 других были ранены в результате атаки на аэропорт в Саудовской Аравии, совершенной союзниками Ирана.
Уничтожение беспилотных летательных аппаратов усилило напряженность в отношениях между США и Ираном. Администрация Трампа пообещала ужесточить экономические санкции, усилить присутствие американских сил в регионе после выхода США из ядерной сделки 2015 года между Ираном и мировыми державами.
Официальные лица США объявили, что в четверг американские военные кибер-силы нанесли удар по компьютерным системам иранского Корпуса стражей исламской революции, который контролировал ракетные пусковые установки.
На протяжении всего кризиса Трамп постоянно менял точку зрения, то выступая с агрессивными высказываниями и действиями против Ирана, то переходя на более сдержанный тон и призывая к проведению переговоров. Однако Иран твердо дал понять, что не заинтересован в диалоге с Трампом. Его администрация стремится нанести ущерб экономике Ирана. Она форсирует изменения в политике, повторно вводя санкции, в том числе против экспорта иранской нефти.