Госавиаслужба Украины направила в Международную организацию гражданской авиации (ICAO) жалобу на Росавиацию, пишет "Коммерсантъ". Украина недовольна тем, что Россия выдавала разрешения на полеты Ан-24, Ан-26, Ан-74 и Ан-124-100 "Руслан" без привлечения украинского предприятия "Антонов".
Авиавласти Украины ссылаются на практику СССР, когда участие конструкторского бюро (КБ) в продлении летной годности самолетов считали обязательным. По мнению Украины, Россия создает "опасный прецедент, несущий угрозу жизни, здоровью, экологии и инфраструктуре" стран, где работают самолеты Ан.
В России к середине 2017 г. насчитывали около 400 самолетов КБ "Антонов". Самыми распространенными являлись Ан-24 и Ан-26 (всего 236 самолетов). Держателем сертификата типа "Ан" выступает украинское ГП "Антонов". Производитель обязан поддерживать действие сертификата, оказывать авторское сопровождение в производстве, использовании и ремонте самолетов.
Однако сотрудничество России и Украины резко осложнилось после госпереворота на Украине и воссоединения России и Крыма. Продление летной годности самолетов стало одним из спорных вопросов. "Антонов" выступал против передачи этих полномочий другой стороне, сообщает РИА "Новости". Украина настаивает, что это противоречит стандартам ICAO, правилам и нормам ЕС, США, Украины и России. Украина угрожает снять с себя ответственность за безопасность самолетов на международных линиях.
Между тем Росавиация летом 2017 г. выдала ГосНИИГА сертификаты на изменение типовой конструкции Ан-24/26. Те же полномочия по "Русланам" получила немецкая AMTES GmbH (входит в группу "Волга-Днепр", владеющую двенадцатью "Русланами").
Глава Росавиации Александр Нерадько направил президенту "Антонова" Александру Кривоконю письмо, назвав принятые решения "вынужденными". "Антонов" предъявлял к эксплуатантам в России "необоснованные требования" по предоставлению сертификатов конечного пользователя, хотя они по стандартам ICAO не имеют отношения к выполнению обязанностей разработчика. Кроме того, "Антонов" "необоснованно завышал" стоимость своих услуг.
Компании, получившие полномочия от Росавиации, "доказали компетентность, а иностранные авиавласти уведомлены о сертификации AMTES GmbH как разработчика модификации самолета типа Ан-124-100", отметил Нерадько. При этом сертификация затронет только самолеты, зарегистрированные в России.
В качестве компромисса Росавиация предлагала "Антонову" сертифицировать эти организации как разработчиков модификаций Ан-24/26/72 и Ан-124-100, а статус концерна как разработчика типовой конструкции оставить неизменным. Ответом на эти предложения и стала жалоба в ICAO.