Москва, 15 мая. Правительство РФ утвердило Стратегию развития акционерного общества "Российский экспортный центр" (РЭЦ). Определены целевая модель развития РЭЦ, комплекс мер, направленных на расширение поддержки несырьевого экспорта. До 6,5% экспорта будет идти через агентские каналы, а через электронную торговлю – до $100 млн (менее 1% от экспорта).
Стратегией установлены ценностное предложение и бизнес-модель финансовой и нефинансовой поддержки российских экспортеров по основным направлениям: развитие продуктового портфеля, развитие онлайн-канала, развитие регионального и международного присутствия, специальные проекты.
Центр предоставляет долговое финансирование получателям поддержки как напрямую, так и через коммерческие банки-партнеры.
Основной целью долгового финансирования как инструмента поддержки экспорта является развитие займов для иностранных импортеров (зарубежных покупателей продукции экспортеров) и банков-импортеров.
Ключевыми элементами системы стимулирования со стороны государственных регуляторов, профильных институтов и ведомств, утвержденными в рамках паспорта приоритетного проекта "Системные меры развития международной кооперации и экспорта", являются:
расширение и улучшение параметров программы Центрального банка Российской Федерации по льготному рефинансированию коммерческих банков; нормативы Центрального банка Российской Федерации по резервам для коммерческих банков, позволяющие учитывать кредиты с минимальной нагрузкой на капитал; программа льготного финансирования (через особые механизмы компенсации недополученных доходов по процентным ставкам) для коммерческих банков.
Центр, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, организации, оказывающие содействие экспорту, осуществляют меры, направленные на поддержку и развитие экспортно ориентированных региональных предприятий и организаций.
На начало 2017 г. функционирует головной офис центра в г. Москве, а также 11 собственных торговых представительств функционируют в субъектах Российской Федерации. До конца 2019 г. планируется обеспечить не менее 40 точек присутствия в 30 субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях (из них в формате собственного представительства, филиала в субъектах Российской Федерации, выполняющих часть функций Центра и представляющих интересы Центра на определенной территории 13 Центра, - 16 точек).
В результате объем экспорта через собственные торговые представительства и сеть торговых агентов может составить до 6,5% общего объема экспорта.
Специальный проект "Формирование условий для экспорта продукции субъектов малого и среднего предпринимательства по каналам электронной торговли" направлен на создание технологической экосистемы для вывода компаний на экспорт по каналам электронной торговли, что охватывает совокупность сервисов, технологической инфраструктуры и нормативной базы.
Ключевыми задачами этого специального проекта являются: повышение уровня образованности производителей в области онлайн-торговли; расширение числа каналов онлайн-сбыта российской продукции; снятие барьеров, препятствующих расширению участия российских экспортеров в международной онлайн-торговле; повышение осведомленности зарубежных потребителей о российской продукции; создание и внедрение базы данных продуктов экспортеров для дальнейшего продвижения на российских и зарубежных торговых площадках.
В результате реализации указанного специального проекта более 5 тыс. компаний смогут осуществлять экспорт по каналам электронной торговли в 2019 г., в совокупности экспортируя продукцию на сумму более чем $100 млн при более 2 млн транзакций.