Владимир Путин поручил правительству и ЦБ подготовить дополнительный пакет стимулирующих мер для компаний, чтобы выход на фондовый рынок для них стал более выгодным и интересным. А Эльвира Набиуллина сообщила, что в этом году первичные и вторичные размещения в России провели 19 эмитентов. Это рекорд за последние 10 лет.
При этом глава Центробанка отметила, что потенциал для размещения акций на российской бирже — огромный. Но для этого нужны новые стимулы. Например, можно переориентировать господдержку так, чтобы компании получали льготы не только на кредиты, но и на привлечение ресурсов через рыночные инструменты. Правда, Эльвира Сахипзадовна в очередной раз напомнила, что для выхода на биржу эмитенты должны соблюсти ряд важных условий. Например, это высокий уровень прозрачности и раскрытия информации, а также предсказуемая дивидендная политика и защита прав миноритариев. Даже действующие публичные компании с большим опытом на рынке и то далеко не всегда соблюдают все эти пункты. Так что вопрос этот достаточно сложный.
Тем не менее, Минфин заявил, что для выхода на IPO в следующем году уже отобраны 7 госкомпаний. Всех названий мы не знаем, но как минимум одна из них — это Дом.РФ. Причем госкорпорация планирует привлечь на рынке 15 млрд рублей. Это больше, чем весной удалось собрать Европлану. А его IPO, между прочим, стало крупнейшим размещением в России с 2020 года.
При этом из частных игроков о планах провести первичное размещение накануне заявил Сибур. Это один из крупнейших нефтехимических холдингов во всем мире. По мнению аналитиков, компанию могут оценить более чем в 3 трлн рублей. Дороже на Мосбирже стоят только Сбер, Роснефть и Лукойл. Так что IPO Сибура может стать по-настоящему интересным, особенно для крупных инвестиционных фондов, у которых есть большой запас ликвидности.
Тем временем всего ЦБ насчитал в стране аж 500 компаний, которые потенциально могли бы выйти на биржу. То есть, потенциал действительно впечатляющий. Другой вопрос – а будет ли интерес со стороны инвесторов? Все-таки из размещений за последние два года далеко не все можно назвать удачными. На старте спрос есть практически всегда, а вот дальше акции новых компаний зачастую начинают падать под давлением различных факторов. И получаются, что такие IPO не повышают привлекательность фондового рынка, а, наоборот, могут оттолкнуть от него инвесторов, которые теряют деньги на акциях эмитентов, недавно вышедших на биржу.
Подписывайтесь на наш канал в Телеграм: все главные новости о финансах, ничего лишнего!