За скучной статистикой и пугающими геополитическими новостями легко упустить из виду, насколько важен Китай для мировой экономики и каковы его пределы, которых он скоро достигнет, в двух главных областях – производстве энергии и долге. А достижение пределов хотя бы в одной из этих двух сфер может привести к краху.
Пока цены на уголь и нефть росли, был смысл продолжать бурение. Как только цены на топливо в 2014 г. начали падать, появился смысл закрыть нерентабельные угольные шахты и нефтяные скважины. Поразительно, но падение цен соответствует замедлению роста заработной платы китайских городских рабочих.
Возможно, быстрорастущая зарплата в Китае играет значительную роль в поддержании высокого мирового "спроса" и цен на энергоносители. Низкий рост заработной платы в Китае снижает цены на энергоносители.
Ситуация с задолженностью возникла из-за того, что цепь обратной связи в Китае сильно отличается от США. Экономическая система устроена таким образом, чтобы подталкивать экономику к еще большему росту строительства многоквартирных домов, энергетических установок и заводов. И есть тенденция к тому, что пузырь избыточных инвестиций будет расти и рухнет, если процентные ставки повысятся или если Китай будет зависеть от растущего долга.
Чрезмерное влияние Китая в мире
Китай, крупнейший в мире производитель и потребитель энергии, крупнейший в мире импортер нефти и угля, играет огромную роль в мировой экономике. Зачастую он упоминается как вторая по величине экономика в мире по ВВП, пересчитанному в доллары.Экономисты при вычислении роста мирового ВВП предпочитают считать его по паритету покупательной способности. При использовании такого подхода Китай можно считать крупнейшей экономикой в мире, которая при этом обошла США, стоящих на втором месте, и Индию – третье место.
Помимо этого, Китай является еще и страной со значительным уровнем задолженности. Правительство Китая традиционно гарантировало долг китайских должников. Есть даже практика, при которой предприятия гарантируют долг друг друга. Соответственно, если сравнить долг Китая с уровнем задолженности в других странах, можно предположить, что уровень долга Китая чрезвычайно высок.
Как начался скачок роста в Китае
С потреблением угля в Китае в 2002 г. произошло нечто очень драматичное. Китай присоединился к ВТО в декабре 2001 г., и сразу же после этого потребление угля резко возросло.Страны ОЭСР, независимо от того, подписали ли они Киотский протокол 1997 г. или нет, внезапно заинтересовались проблемой сокращения выбросов парниковых газов. Если бы они могли перевести производство в Китай, они могли бы сократить зарегистрированный уровень выбросов CO2.
Но помимо этого, аутсорсинг в Китай имеет еще два преимущества:
товары, производимые в Китае, будут дешевле, что позволит американцам, европейцам и японцам покупать больше товаров, если это делает людей счастливее; предприятия внезапно обретут новый рынок в Китае, где люди начнут покупать товары, произведенные в других местах.
Основная оборотная сторона перемещения рабочих мест в Китай и другие азиатские страны заключалась в том, что в других регионах меньше рабочих мест.
В начале 2000-х гг., когда Китай начал активно конкурировать за рабочие места, доля людей в рабочей силе США начала сокращаться. Сокращение участия в рабочей силе не стабилизировалось до середины 2014 г. Речь идет о том периоде, когда мировые цены на нефть начали падать и рост средней заработной платы в Китае также начал падать.
Еще одной оборотной стороной процесса перемещения рабочих мест в Китай было увеличение выбросов CO2 в мире.
Не стоит удивляться, если в какой-то момент другие страны начнут отталкивать идеи глобализации, которые привели к быстрому росту Китая. В каком-то смысле Китай много лет живет в искусственном пузыре роста. Когда он лопнет, должникам Китая будет намного сложнее погасить долг с процентами.
Быстрый рост заработной платы в Китае прекратился в 2014 году
Рост заработной платы имеет важное значение для обеспечения роста Китая. С ростом заработной платы рабочие могут позволить себе квартиры, которые строятся для них, они могут покупать потребительские товары разных видов, погашать долги. Однако рост заработной платы не может опережать рост производительности: в противном случае цена на товары станет слишком высокой на мировом рынке. Если это произойдет, Китаю будет трудно продавать свои товары другим странам.Рост заработной платы в Китае, похоже, заметно замедлился с 2014 г.
Тогда Китай обнаружил, что высокий рост заработной платы делал его неконкурентоспособным по отношению к внешнему миру. Необходимо было сдержать рост заработной платы. Рост производительности был недостаточным для поддержки такого роста заработной платы.
Рост потребления энергии в Китае также замедлился в 2014 году
С 2014 по 2016 гг. ежегодный рост потребления энергии и потребления электроэнергии заметно замедлился. Рост потребления энергии позволяет экономике активнее использовать труд рабочей силы с помощью более мощных "инструментов". При низких темпах роста потребления энергии не стоит удивляться отставанию роста производительности. При низком росте производительности стоит ожидать низкого роста заработной платы.Возможно, рост потребления электроэнергии в 2016 г. связан с программой Китая по трудоустройству трудящихся-мигрантов в квартирах, не пользующихся спросом.
Это снижение потребления энергии, скорее всего, произошло на фоне того, что стоимость энергетической структуры в Китае становилась все более дорогостоящей. Во-первых, структура включала растущую долю нефти, а нефть была дорогой. Доля угля в структуре падала, а ее замена обошлась бы дороже угля. Оставался вопрос общего роста цен на ископаемое топливо.
Снижение темпов роста заработной платы в Китае может повлиять на цены на ископаемое топливо
Доступность является большой проблемой в отношении роста высоких цен на ископаемое топливо. Проблема заключается не только в покупке нефти или угля или природного газа; это касается и товаров, изготовленных с использованием этих видов топлива, таких как продукты питания, одежда и другое.
Если в развитых странах зарплата оставалась низкой на фоне перевода производства в Китай, то рост заработной платы в Китае должен каким-то образом компенсировать эту проблему, если цены на ископаемое топливо должны оставаться достаточно высокими, для того чтобы продолжать добычу.
Более медленное увеличение сделало рост заработной платы городских рабочих в Китае более похожим на рост в США и Европе. Таким образом, в 2014 г. и позже зарплата городских рабочих создавала гораздо меньше "стимула" для роста мировой экономики, чем раньше, так как просто не было достаточного уровня покупательной способности, чтобы способствовать росту цен.
Могут ли низкие цены привести к "пику угля" и "пику нефти"?
Что сделает производитель в ответ на внезапно сниженные рыночные цены - слишком низкие, чтобы стимулировать рост производства? Зависит от ситуации. В случае добычи угля в Китае было принято решение закрыть многие угольные электростанции, которые неожиданно стали убыточными на фоне более низких цен на уголь.Несомненно, на это решение повлияла проблема загрязнения, связанная с работой угольных электростанций. Результатом добровольного закрытия угольных электростанций в ответ на низкие цены стало снижение добычи угля.
Именно так и должен выглядеть "пик угля" или "пик нефти или природного газа". Проблема заключается не в том, что мы "исчерпали" какой-либо из этих видов топлива. Угольные шахты и нефтяные и газовые скважины становятся нерентабельными, поскольку заработная плата не поднимается настолько, чтобы покрыть более высокую стоимость добычи ископаемых видов топлива.
Следует отметить, что Китай также сократил добычу нефти в ответ на низкие цены. Данные EIA показывают, что добыча нефти в 2016 г. в Китае упала примерно на 6,9% по сравнению с 2015 г. За первые 7 месяцев 2017 г. показатели снизились еще на 4,2%.
Таким образом, ситуация с нефтью Китая также демонстрирует то, что называется "пиком нефти". Цена слишком низкая, чтобы сделать производство прибыльным, поэтому страна приняла решение, что экономически выгоднее импортировать нефть из других стран.
Это то, как в реальном мире достигаются пределы производства энергии. Экономисты не выяснили, как работает эта система. Они почему-то считают, что цены на энергию могут расти все выше и выше, даже если заработная плата расти не будет. Несоответствие между ценами и заработной платой может покрываться некоторое время более высокими государственными расходами и более высокими долгами, однако в конечном итоге цены на энергию должны стать ниже себестоимости продукции, по крайней мере для ряда производителей.
Эти производители добровольно отказываются от производства; это то, что вызывает "пик нефти" или "пик угля", или "пик природного газа".
Почему система задолженности Китая достигла пределов
В Китае наблюдается переход от (1) системы, в которой правительство владеет всей землей и большинством предприятий к (2) системе со значительной долей индивидуальной собственности.Еще в те времена, когда правительство владело большинством предприятий и большей частью земель, фермеры обрабатывали землю, к которой они были прикреплены. Предприятия часто предоставляли жилье в рамках индивидуального «компенсационного пакета».
В этих домах обычно был раздельный санузел с ванной комнатой. Там могло быть электричество. Эта система создавала сравнительно небольшую задолженность, поскольку в ней практически не было индивидуальной собственности.
В последние годы, особенно после вступления в ВТО в 2001 году, произошел переход к большему количеству предприятий типа тех, которые эксплуатируются на Западе, где отмечается большая доля индивидуальной собственности, с возможностью приобретать жилье в ипотеку.
Эта экономика действует совсем иначе, чем на Западе. На фоне центрального планирования экономики в Пекине, некоторые детали планирования остаются органам местного самоуправления. Решения, принимаемые здесь, основаны на лучшем понимании проблем, с которыми они сталкиваются. Они могут совпадать или не совпадать с тем, что изначально планировалось в Пекине.
Исторически сложилось так, что пятилетние планы обеспечили цели роста ВВП различным руководителям органов местного самоуправления. Продвижение этих местных лидеров зависело от их способности достигать (или перевыполнять) цели в отношении ВВП. У этих целей не было никаких ограничений в отношении уровня долгов, поэтому местные лидеры создавать столько долгов, сколько захотят.
Главным соображением местных лидеров было то, что они также несут ответственность за рабочие места в районе. Это еще больше подталкивало их к тому, чтобы они стремились к достижению большого объема роста.
Еще одна проблема заключается в том, что продажи сельскохозяйственных земель для строительства жилых зданий или реализации других проектов являются основным источником доходов для местных органов власти. Местные лидеры, как правило, не имели достаточного объема налоговых поступлений для реализации программ, если не было налоговых поступлений от средств, полученных от продажи земли.
Кроме того, предприниматели имели возможность купить землю, необходимую для своих проектов, только дав взятку главе местного самоуправления или представителю его администрации. Недавно была предпринята попытка устранить эту практику.
Когда Запад решил не поощрять местную индустриализацию из-за проблем с выбросами CO2, это дало огромный толчок для роста экономики Китая. В таких условиях местные рейтинговые агентства могут составлять щедрые рейтинги предполагаемых новых выпусков облигаций, поскольку практически любой проект будет успешным.
Кроме того, без многих частных предприятий не было бы и историй дефолтов. Какой опыт можно извлечь, учитывая возможность нескольких будущих дефолтов. Заработная плата росла очень быстро, что облегчало выплату индивидуальных кредитов. Что могло пойти не так?
Учитывая, что центральное правительство контролирует ситуацию, одной правительственной организации было разумно гарантировать кредиты других правительственных организаций. Предприятия часто гарантировали кредиты других предприятий.
Почему китайская система совершает ошибки в направлении чрезмерного развития
В модели развития, к которой мы привыкли на Западе, есть цепь обратной связи, если построено слишком много чего-либо: квартиры (продаются как кондоминиумы), угольные шахты, электрогенерирующие мощности, солнечные батареи, сталелитейные заводы или что-либо еще.В Китае эти цепи обратной связи почти не работают. Вместо того, чтобы финансовая система автоматически «сдерживала» избыточные мощности, штат (или коррумпированное должностное лицо) каким-то образом вычисляет что является временной проблемой.
Например, многоквартирные дома. Китай давно стоял перед лицом проблемы строительства слишком большого количества многоквартирных домов. В 2016 году эта проблема в основном регулировалась местными органами власти, предоставляющими субсидии трудящимся-мигрантам, с тем, чтобы они могли позволить себе покупать дома. Конечно, открытым остается вопрос, из каких источников местные органы власти получают эти деньги и как долго они могут позволить себе выплачивать эти субсидии. Также неясно, что эта договоренность ведет к значительному сокращению предложения новых домов, поскольку городам нужны как доходы от продажи земли, так и рабочие места, связанные с созданием большего количества единиц.
На рисунке показан один вид ежегодного увеличения цен на китайские товары, несмотря на проблему избыточного предложения. Если этот график верен, цены значительно выросли в 2017 году, и в этом году был задействован ряд стимулов, направленных на то, чтобы поддерживать рост пузыря на рынке недвижимости. Размер квартиры, которую типичный рабочий теперь может себе позволить, очень мал, поэтому этот бесконечный ценовой взлет когда-то должен прекратиться.
Угольные электростанции. Учитывая все проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды, с которыми сталкивается Китай, можно ожидать, что страна прекратит строительство угольных электростанций. Вместо этого решение местных органов власти заключалось в создании дополнительных энергетических установок, более эффективных и не в такой степени загрязняющих окружающую среду. В результате можно ожидать избыточную производительность.
В статье за май 2017 года говорится, что из-за этой проблемы избыточной производительности Пекин заставляет каждую угольную электростанцию работать с одинаковым коэффициентом использования, что составляет примерно 47,7% от общей мощности. Согласно Bloomberg New Energy Finance, по состоянию на конец 2016 года «переизбыток мощностей на национальном уровне» составил 35%.
Пекин осознает проблему избыточных мощностей и отменяет или сдерживает значительную долю мощностей, работающих на угле, которые находятся в стадии разработки. Планируется ограничить общие мощности, работающие на угле до 1,100 гигаватт в 2020 году. Текущие мощности в угольной промышленности Китая составляют 943 гигаватт, что говорит о том, что к 2020 году еще может быть добавлено до 16%, даже на фоне запланированных сокращений.
Неясно, что происходит с кредитами. Дефолт? Если бы была возможна «нормальная» взаимосвязь с более низкими ценами, вряд ли был возможен такой большой объем избыточных мощностей.
Ветер и Солнце
Промышленность, связанная с солнечной энергетикой Китая, была выстроена с целью получить продукт, пригодный для экспорта. В 2013 году, когда западные страны только начали торговлю в этой сфере и устанавливали тарифы, Китай решил использовать значительное количество этих устройств, спасая страну от малоприятной ситуации, в которой потерпели банкротство многие из этих производителей.Китайская национальная энергетическая администрация выяснила, что энергия ветра и солнечная энергия по-прежнему примерно в 1,5 и 2,5 раза дороже, чем мощности, работающие на угольном топливе, что ослабляет энтузиазм в отношении использования этих типов производства энергии. Китай планирует отказаться от субсидий в эти отрасли к 2020 году. Как считают эксперты, в энергетическом балансе Китая доминирующую роль будет играть природный газ, который может быть экологически чистым источником энергии.
Таким образом, рассматривая проблему в одном ключе, мы видим и другой способ, которым китайские чиновники смогли избежать закрытия китайских предприятий, потому что рынок не нуждался в их продуктах. Обычный цикл банкротств с дефолтом по кредитам не состоялся. Это лишний раз снижает рентабельность системы электрических мощностей Китая.
Низкая заработная плата и низкие цены на энергоносители, по-видимому, тесно взаимосвязаны. При слишком низких ценах, некоторые производители, в том числе Китай, принимают рациональное решение сократить производство. Это, по-видимому, истинная природа проблемы «Пика угля» и «Пика нефти». Поскольку Китай рациональным образом реагирует на снижение цен, его производство падает. Китай уже является крупнейшим импортером нефти и угля. Если в другом регионе будет отмечен дефицит, это затронет и Китай.
Что касается примеров того, как нынешняя система смогла избежать дефолтов по кредитам, суть в том, что эти проблемы не исчезают; они лишь скрываются и становятся все больше. В какой-то момент все манипуляции со стороны правительственных чиновников не смогут скрыть проблему слишком большого количества многоквартирных домов или слишком больших мощностей по производству электроэнергии или слишком большого количества фабрик всех видов.
Китайские официальные лица сейчас говорят о том, чтобы сдержать рост долга. Также главы центробанков обсуждают повышение процентных ставок и QE ценных бумаг (что также может повлиять на повышение процентных ставок). Китай будет очень уязвим для повышения процентных ставок из-за стрессов, созданных в системе. Например, многие владельцы ипотеки не смогут позволить себе новые более высокие ежемесячные платежи при росте ставок.
Если процентные ставки повысятся, заводам будет еще труднее получать прибыль. Некоторые из них могут сократить численность персонала, чтобы попытаться достичь рентабельности. Если это будет сделано, это подтолкнет систему к спаду.
Сейчас, скорее всего, наблюдается затишье перед бурей. Есть много факторов, которые могут подтолкнуть Китай к энергетическому или долговому кризису. Китай настолько велик, что пострадает и остальная часть мира.