Палладий — металл платиновой группы, который считается переходным к семейству благородных металлов. Был открыт в начале XIX века и впоследствии основное применение нашел в химической и автомобильной промышленности в качестве катализатора.
Позитивные перспективы для цен на палладий открылись в 2015 г. после «Дизельгейта» — скандала с автомобильным концерном Volkswagen, который подделывал экологические параметры дизельных двигателей на своих авто. После этого под давлением регуляторов европейский рынок дизельных автомобилей стал терять свои позиции в пользу машин на бензиновых и гибридных двигателях, в которых содержание палладия в каталитических элементах существенно выше. В дальнейшем экологические стандарты ужесточались, что привело к еще более уверенному росту спроса на палладий со стороны автопроизводителей.
В 2019 г. новые экологические стандарты принял Китай. По оценкам специалистов, это привело к увеличению объема палладия в каталитических элементах автомобилей для китайского рынка примерно на 30%. Таким образом, несмотря на сокращение автомобильного рынка в 2019 г., спрос на металл оказался высоким.
В то же время производство металла не может развиваться с той же скоростью, с которой принимаются новые экологические стандарты. Последние несколько лет до 2019 г. добывающие компании Южной Африки, где сосредоточены основные палладиевые месторождения мира, были убыточными и не имели возможности инвестировать в расширение производства. Такая ситуация привела к формированию структурного дефицита, который увел цены на палладий к историческим максимумам.
2018 стал годом, когда цены на палладий впервые в истории опередили цены на золото. В 2019 г. палладий уже стабильно оставался дороже желтого металла. В январе 2020 г. фьючерсы на Лондонской товарной бирже достигли максимума — выше $2500 за унцию — на фоне совокупности факторов, среди которых можно отметить прогнозы по структурному дефициту металла в ближайшие годы и снижение угрозы для мировой экономики со стороны торговых войн.
В первые недели 2020 г. дополнительным спусковым крючком для стремительной переоценки палладия стала статистика из Южной Африки, согласно которой добыча металлов платиновой группы сократилась в ноябре 2019 г. на 13,5%.
Крупнейшим мировым производителем палладия является российская компания ГМК Норильский никель, доля которой составляет более 40%. В структуре выручки компании продажи палладия занимают около трети. Котировки акций Норильского никеля в 2019 г. выросли на 60% и в начале 2020 г. прибавили еще 3000 руб. за бумагу, прежде чем скорректировались вслед за ценами на палладий.
Всплеск цен на палладий привел к тому, что добывающие компании начали присматриваться к перспективным проектам, ориентированным именно на этот металл. В то же время разработка новых месторождений в ЮАР сталкивается как с технологическими, так и с инфраструктурными проблемами, которые в обозримом будущем будут существенно ограничивать рост производства. В таких условиях дефицит поставок может сохраняться достаточно длительное время, и удерживать цены на высоких уровнях.
При этом высокий спрос со стороны автомобильной промышленности, вероятно, будет стабильным. Тренд на ужесточение экологических стандартов останется актуален, а вместе с ним продолжит расти доля экологичного транспорта с более высоким содержанием палладия в каталитических элементах. Спрос на металл может ослабнуть по мере массового распространения электромобилей, в которых не нужны каталитические элементы. Однако это скорее долгосрочная история, нежели перспектива ближайших нескольких лет.
Сами автопроизводители не рады высоким ценам на палладий, но заменить металл на более дешевые аналоги непростая задача. Ближе всего по своим каталитическим характеристикам платина, цены на которую находятся в районе $1000 за унцию против $2300 за унцию палладия. Однако технологические ограничения делают процесс перестройки конструкции двигателя под иную структуру катализаторов очень ресурсоемким. С учетом относительно небольшой доли палладия в общей стоимости автомобиля, такие изменения не всегда выгодны компаниям.
Таким образом, дефицит на рынке палладия может иметь не циклический, а структурный характер и сохраняться на протяжении ближайших лет. Цены на металл могут оставаться на высоких уровнях и оказывать поддержку акциям металлургических компаний, в том числе Норникелю.
Однако на краткосрочном горизонте в котировки палладия могут быть заложены спекулятивные ожидания, для которых в последние месяцы сложились благоприятные условия на фоне ралли на мировых рынках. В качестве условно справедливого диапазона цен в настоящий момент можно отметить коридор $1900–2200 за унцию.
Читайте также: Рынок стали. Неожиданная динамика 2019
БКС Брокер