InvestFuture

Бенефициары “бустерной” вакцинации

Прочитали: 645

23 августа в США окончательно одобрили к применению вакцину от коронавируса разработки Pfizer/BioNTech. После вердикта Управления по вопросам качества продовольствия и медикаментов (FDA) акции обеих компаний выросли на 2,5% и 7% соответственно. Для многих инвесторов такой взлет котировок стал сюрпризом: событие было предсказуемым и, казалось, рынок уже давно “заложил” его в цену этих бумаг.

Возможно, такая реакция рынка объясняется тем, что инвесторы теперь рассчитывают на успех обеих компаний в разработке так называемых бустерных вакцин. Как объяснил в интервью InvestFuture директор по инновациям компании “Институт стволовых клеток человека” (ИСКЧ) Игорь Красильников, речь идет о методе вакцинации “прайм-буст”, при котором “используются две вакцины с различными характеристиками”: например, первая вакцина усиливает гуморальный, а вторая — клеточный иммунный ответ на инфекцию. Иными словами, для повторной вакцинации используется препарат, который “заходит с другой стороны”, чтобы помочь сформировать более выраженный иммунитет на длительный период времени. 

В качестве примера принципа “прайм-буст” И. Красильников привел российскую вакцину Спутник V, в которой задействованы два различных аденовируса, формирующих иммунитет разного типа. Но введение вакцины двумя дозами еще не означает, что она “бустерная”. Так, вакцины Pfizer/BioNTech и Moderna тоже вводятся в два этапа, но при этом на обоих этапах используется одна и та же вакцина, так что о “прайм-буст” в этом случае речи не идет.

В погоне за новой дозой

Тема “бустерных” вакцин стала особенно актуальной после того, как человечество оказалось перед угрозой распространения новых штаммов коронавируса. В первую очередь речь идет о быстро распространяющемся дельта-штамме COVID-19. Внимание ВОЗ также привлекают каппа-, йота- и лямбда-штаммы, которые пока не получили широкого распространения. На фоне этих угроз в США уже анонсировали проведение массовой бесплатной ревакцинации с применением бустерных вакцин. С 20 сентября ими планируют вакцинировать пожилых граждан и работников здравоохранения.

Специалисты Минздрава США собираются запустить ревакцинацию при условии проведения FDA независимой оценки “бустерных” вакцин от Pfizer и Moderna и после рекомендаций консультативного комитета CDC (Центра по контролю и профилактике заболеваний США). Ожидается, что ревакцинация также понадобится людям, привитым в марте 2021 года вакциной от Johnson & Johnson. На данный момент Минздрав ожидает от компании дополнительной информации о ее “бустерной” вакцине.

Тем временем дефицит вакцин в мире сохраняется. Стремясь его снизить, ВОЗ объявила временный мораторий на третью прививку от COVID, пока во всех странах мира не будет вакцинировано минимум 10% населения. 

В условиях дефицита Moderna и Pfizer повысили цены на свои вакцины в ЕС в среднем на 25-30%. Хотя компании можно обвинить в неэтичном поведении, принятое решение позитивно отразится на их финансовых отчетах. Правда, есть риск, что антимонопольные органы могут расценить подобные действия как злоупотребление положением на рынке в условиях пандемии. 

Вакцины — необъятный рынок?

Всего в мире на текущий момент введено более 5,7 млрд доз вакцин (рис. 1).

3

Рис. 1

По данным biospace.com, по состоянию на середину июля более 60% рынка препаратов от коронавируса приходилось на вакцины от Pfizer/BioNTech и Moderna. При этом на третьей строчке оказалась не вакцина, а противовирусный препарат Ремдесивир от компании Gilead Sciences, мировые продажи которого в первом квартале составили около $1,5 млрд.

Статистический портал ourworldindata.com подтверждает данные biospace.com по поводу доли рынка ведущих мировых производителей вакцин. Лидируют по числу вакцинированных вакцины Pfizer/BioNTech и Moderna. На третьем месте — вакцина Oxford/AstraZeneca. За нею следуют препараты Johnson & Johnson, Спутник V и китайский Sinovac (рис. 2). 

\

Рис. 2

Согласно прогнозам аналитиков biospace.com, общий объем рынка антикоронавирусных препаратов по итогам 2021 года достигнет $67 млрд, в 2022 году снизится до $61 млрд, а в 2023 году упадет до $8 млрд. Падение продолжится и в последующие годы, так что в итоге рынок может “сжаться” до скромных $0,5 млрд.

Впрочем, есть и другое мнение. Как сообщил InvestFuture председатель совета директоров ИСКЧ Артур Исаев, уже точно известно, что у вакцинированных от коронавируса людей с течением времени происходит постепенное снижение иммунитета. 

Ряд исследований показал, что приобретенный благодаря прививкам иммунитет через полгода значительно слабеет. По мнению И. Красильникова, если эти данные подтвердятся, ревакцинироваться от коронавируса придется регулярно. Как часто — зависит от эффективности, которую покажут “бустерные” вакцины. Если так, то снижение рынка вакцин до $8 млрд в 2023 году выглядит сомнительным. Рынок будет сокращаться, но “бустерная” вакцинация замедлит этот процесс.

А пока мировая кампания по всеобщей иммунизации от коронавируса еще далека от завершения: на сегодняшний день вакцинировано менее 10% населения планеты. В лидерах по охвату вакцинами — США, Китай, страны Евросоюза и Россия, а наиболее остро проблема низкой вакцинации ощущается в развивающихся странах Азии. 

Кто заработал на пандемии?

Согласно отчетам фармкомпаний за 2 квартал 2021 года, самый большой прирост выручки благодаря продаже вакцин от коронавируса получила Moderna. Компания продала вакцины на сумму $3,9 млрд при общей выручке в $4,35 млрд. При этом компания уже заключила контракты на поставку вакцин еще на $20 млрд. Напомним, вакцина от Moderna из-за двухкомпонетности её состава предполагает введение в два этапа, из-за чего стоимость полного курса увеличивается с $32-37 до $64-74 (рис. 3).

3

Рис. 3

Среди самых популярных вакцин по цене явно выигрывает препарат Oxford/AstraZeneca со стоимостью в районе $3,5. Но объем его продаж составляет всего около 11% от общей выручки компании. Еще слабее повлияло производство вакцин на доходы Johnson & Johnson. При средней стоимости в $10 за вакцину, ее продажи составили менее 1% в общем объеме выручки. 

Другой вопрос, смогут ли фармкомпании при необходимости значительно нарастить производство вакцин по сравнению с нынешним уровнем. Так, у той же Moderna производственные мощности уже на пределе. В первом полугодии она выпустила 199 млн доз вакцины, прогнозы по производству до конца года подразумевают выпуск еще 200-250 млн доз. Возможно, другие лидеры отрасли тоже работают на пределе возможностей. А чтобы фармпроизводители решились активно инвестировать в расширение производства, они должны быть уверены, что проблема коронавируса сохранит свою актуальность еще многие годы и позволит им окупить все затраты.

Бенефициары “бустерной” вакцинации — кто они?

В акции каких компаний стоит вложиться инвестору, который решил извлечь выгоду из тренда на “бустерную” вакцинацию?

Прежде всего, не стоит забывать, что инвестиции в акции биотехнологических компаний имеют свою специфику. Эти бумаги традиционно отличаются высокой волатильностью. Движения их котировок во многом зависят от новостного фона — особенно от новостей об одобрении препаратов и выпуске новых лекарств. Однако даже получение одобрения от регулятора вовсе не означает, что препарат уже не смогут отозвать, а вакцину признать неэффективной. 

Как правильно анализировать акции фармацевтических компаний, мы уже рассказывали в телеграм-канале IF_stocks.

Во-первых, желательно разбираться в медицине и биологии, чтобы понять, для чего предназначен выпускаемый препарат и насколько он эффективен. Так, по словам И. Красильникова, в мировом научном сообществе наибольшим признанием сейчас пользуются вакцины от коронавируса компаний Pfizer/BioNTech и Moderna.

Во-вторых, нужно внимательно изучить структуру продаж компании. Например, если Pfizer продажи вакцины приносят около 40% выручки, общие результаты компании сильно зависят от успехов этого продукта. Еще сильнее эта зависимость проявляется у Moderna. Инвестиции в такие компании более рискованны. Если спрос на вакцины упадет или у их препаратов будет выявлен какой-то опасный побочный эффект, это сильно ударит по их бизнесу в целом. 

В-третьих, чтобы оценить шансы того или иного препарата на успех, нужно внимательно следить за результатами его клинических испытаний, а также за планами FDA или Комитета здравоохранения Евросоюза по его рассмотрению. В этом помогут сайты компаний-разработчиков и такие ресурсы-агрегаторы, как biopharmcatalyst.com и clinicaltrials.gov.

В поисках потенциальных бенефициаров “бустерной” вакцинации следует иметь в виду, что фактически при вакцинации методом “прайм-буст” пациенту будет вводиться “бустерная” прививка того же производителя, чьим препаратом он был привит ранее. Таким образом, скорее всего, лидерами этого рынка станут все те же Pfizer/BioNTech, Moderna, Oxford/AstraZeneca и Johnson & Johnson.

Между тем, за неделю до даты начала ревакцинации, анонсированной администрацией Байдена, группа крупных ученых из США и других стран опубликовала в известном медицинском журнале Lancet данные, которые свидетельствуют, что в “бустерной” вакцинации пока нет необходимости. После выхода новости акции всех бенефициаров “бустерных” вакцин перешли к снижению: Moderna упала на 7%, Pfizer на 3%, Johnson & Johnson в пределах 2%, а AstraZeneca в пределах 1% (рис. 4).

3

Рис. 4

Стоит ли покупать эти бумаги на текущей просадке? Возможно, лучше повременить с инвестициями до пятницы, 17 сентября. В этот день состоится заседание консультативной группа FDA, где будут обсуждаться аргументы в пользу широкой “бустерной” вакцинации населения.

Тем временем консенсус-прогноз аналитиков, представленный на ресурсе Koyfin, говорит, что в течение ближайших 12 месяцев аналитики ждут роста от бумаг Johnson & Johnson и AstraZeneca, а акциям Moderna и Pfizer, напротив, предсказывают снижение. 

Впрочем, если судить по консенсус-прогнозам относительно цены акций ведущих производителей вакцин от COVID-19, то, по данным ресурса Koyfin, в годовой перспективе аналитики ждут роста от бумаг Johnson & Johnson и AstraZeneca, а акциям Moderna и Pfizer, напротив, предсказывают снижение. 

Возможно, такие оценки связаны именно с повышенной зависимостью выручки двух последних компаний от продажи вакцин. С этой точки зрения акции Johnson & Johnson и AstraZeneca выглядят более привлекательно из-за большей диверсификации их бизнеса. Поэтому, инвестируя в производителей “бустерных” вакцин, при выборе конкретных акций стоит учитывать не только эффективность и востребованность того или иного препарата, но и собственный риск-профиль.

Аналитик Александр Кленкин, редактор Сергей Глушков

InvestFuture.ru

Оцените материал:
(оценок: 35, среднее: 4.46 из 5)
Читайте другие материалы по темам:
InvestFuture logo
Бенефициары “бустерной”

Поделитесь с друзьями: