Одно из интересных IPO 2017 г. - служба доставки ингредиентов для домашнего питания по рецептам - Blue Apron. (NYSE: APRN). В первый день размещения 29 июня акции продавались в диапазоне $10-11.
Феноменальные цифры роста бизнеса: 338% в 2015 и 133% в 2016 году. Но настолько ли привлекательно это нашумевшее в ожиданиях размещение на фондовом рынке?
Впечатляющий стартап Blue Apron представляет отличное сочетание бизнес-идеи с реальным воплощением. Потенциал индустрии питания достаточно перспективен. Blue Apron оценивается примерно в $2 млрд. Это безусловный лидер рынка в данной сфере. Компания предполагает, что капитализация после IPO составит $3 млрд., то есть вырастет на 50%.
Однако на будущее для фирмы есть много настораживающих факторов. Потрясающий рост последних лет был связан с низкой стартовой точкой. Но динамика угасает. Темп роста выручки упал в 2,5 раза в 2016 г. А в 1 квартале 2017 г. он составил 44% в годовом исчислении, то есть в 3 раза меньше, чем в целом в 2016 г.
Кроме того, предприятие до сих пор не вышло в прибыль. Чистый убыток 2016 г. - $54,9 млн., или 21,3% от выручки. Для стартапа это приемлемо, поскольку огромные средства вкладываются в расширение бизнеса. Но при IPO это сдерживающий сигнал для потенциальных акционеров. Под вопросом будущие дивиденды, поскольку придётся покрывать предыдущие убытки. Рассчитывать приходится на рост курса акций после первичного размещения, однако вряд ли он будет впечатляющим.
Бизнес компании, получивший справедливое признание покупателей, достаточно тиражируем. Это создаёт риски высокой конкуренции в дальнейшем. Идея уже привлекла большие сети супермаркетов - Whole Foods , Kroger, Publix , а также компании по доставке продуктов. Показательно, например, что за первый квартал 2017 г. средняя стоимость заказа Blue Apron снизилась до $57,23 с $59,28 годом раньше.
Показательно, ожидавшийся в первый день торгов диапазон в $10-11 был изменён с определённого ранее уровня $15-17.