В последнюю неделю февраля на финансовых рынках царит паника. Основные индексы упали более чем на 10%. Причина – распродажи активов из-за распространения по миру коронавируса. Несмотря на то, в краткосрочной перспективе рынок может оставаться крайне волатильным, эксперты указывают на глобальные процессы, которые приведут к росту активов.
Алексей Каминский Ведущий стратег «АТОН» Рынки акций полностью «стерли» все ралли с начала октября 2019 года. РТС уже на уровнях начала октября – самого старта глобального ралли в риске, там же сегодня утром уже и широкий индекс Европы STOXX 600. S&P 500 остановился в четверг в 2-3% от минимумов от схожего уровня. Таким образом, рынки вернулись «в исходную точку», полностью нивелировав позитив от заключения частичной торговой сделки между США и Китаем и начала циклического восстановления мировой экономики после замедления 2018-2019 годов. Можно констатировать, что рынок опять закладывает в цены остановку начавшегося восстановления экономики и новый разворот ее вниз, возможно, уже в рецессию. Это особенно видно по новым минимумам в доходностях US Treasuries.
Ключом к пониманию того «что дальше?» будет развитие ситуации с коронавирусом. Распространение его за пределы Китая в целом ожидалось, но главное – насколько успешно власти теперь уже развитых стран сумеют справиться с эпидемией. Рынки закладывают в текущие цены разрастание эпидемии (т.е. очагов локальных масштабов) в пандемию (глобальный масштаб), что неизбежно повлечет резкое сокращение экономической активности во всем мире. Учитывая общий уровень развитости медицины и уровень обеспокоенности ситуацией в западном мире, я не думаю что эпидемия (ее по большому счету в развитых странах еще нет) перерастет в пандемию. Но нужно время, чтобы все немного успокоились. К тому же теперь практически гарантированно должен быть ответ со стороны монетарных властей для поддержки финансовых рынков. То же касается и рынка нефти с ОПЕК+.
В четверг-пятницу мы наблюдаем массовое закрытие маржинальных позиций по стоп-лоссам. В напряженной ситуации подобной текущей ни один риск-менеджер в мире не разрешит перенос перекошенной позиции через выходные. Это нормальный и здоровый (хотя временами очень болезненный) рыночный процесс. В подавляющем большинстве случаев обозначающих «локальное дно». Это т.н. «капитуляция».
Поэтому рискну предположить, что сегодня мы с большой вероятностью проходим нижнюю точку коррекции и что здесь имеет смысл подумать об осторожном открытии длинных позиций в резко и значительно подешевевших циклических активах (в частности, акциях) и закрытии коротких, если таковые были. Конечно, с прицелом на то, что плохие новости, возможно, еще не закончились и дальнейшая турбулентность вполне возможна.
Кроме коронавируса на российский рынок оказывают давление санкции против швейцарской трейдинговой компании Роснефти, угроза новых санкций и проигранное дело ЮКОСа, которое с невысокой вероятностью, но тем не менее, может стоить России $50 млрд.
Мы полагаем, что страхи пандемии во многом преувеличены. Вспышка коронавируса в Китае начинает идти на спад. Новые эпицентры в других странах если и возникнут, то, по нашему мнению, пойдут на спад через несколько месяцев. При этом центральные банки принимают беспрецедентные меры в ответ на угрозу короновируса. Народный банк Китая уже снизил 20 февраля основную ставку LPR c 4.15% до 4.05% годовых и готов рассмотреть дальнейшее снижение ставки. Гонконг планирует контрциклические меры для поддержки экономики. В качестве первой из них – каждый постоянный резидент получит по 10 000 гонконгских долларов на руки. Гораздо более вероятно теперь и снижение ставки ФРС США на заседании 18 марта. И без того низкий уровень процентных ставок в мире может стать еще ниже, а реакция на угрозу коронавируса по экономическому эффекту может оказаться сильнее ущерба от него.
В то же время правительство РФ внесло изменения в бюджет, согласно которым предполагает увеличение дивидендов госкомпаний за 2019 год по сравнению с 2018-м на 60 млрд рублей, а за 2020-22 гг. рассчитывает получить дополнительно 145.7 млрд рублей. Таким образом, мы можем ожидать общий рост объема дивидендов.
Продолжающее снижение процентных ставок в сочетании с высокой (около 8%) дивидендной доходностью будет способствовать увеличению спроса на российские акции, в том числе за счет депозитов, размер которых составляет примерно $480 млрд, или около 65% от сбережений российских граждан.
Несмотря на позитивный взгляд на рынок в долгосрочной и среднесрочной перспективе, мы полагаем, что в краткосрочной перспективе он может оставаться крайне волатильным.
Как действовать инвесторам во время паники на рынках?
Самое важное во время паники на рынках – это отсутствие маржинальных позиций. Потому что любую панику, которые случаются на рынках достаточно часто, невозможно пережить, если ты находишься в маржинальной позиции. Поэтому я никогда не торгую с плечом. Если у инвестора есть маржинальная позиция, он вынужден ее закрывать в моменты паники, а это чаще всего случается совсем не по привлекательным ценам.
Если у инвестора нет маржинальных позиций, то продавать активы в момент паники – достаточно рискованное решение, поскольку велика вероятность того, что вы продадите на дне рынка и потеряете много денег. Если инвестор успел подготовиться к падению рынка и заранее нарастил кэш, то можно воспользоваться коррекцией и купить подешевевшие активы по привлекательным ценам. Если не успел, то нужно переждать момент паники и не пытаться кардинально поменять свои позиции и стратегию инвестирования.
Рынок – это всегда маятник. В момент, когда он пойдет вверх после падения, необходимо принять самое важное инвестиционное решение – наращивать кэш или нет. В этот момент надо задать себе вопрос: это временная коррекция на растущем рынке или глобальная смена тренда и переход в полномасштабный кризис? Что стоит за этой паникой, какими причинами она вызвана, и как далеко может зайти? Либо это ситуация, которую я видел десятки раз, либо это повторение двух серьезных кризисов 1998 и 2008 года. В зависимости от ответа на эти вопросы надо либо наращивать кэш, либо оставаться в своих позициях.
Ярослав Подсеваткин Партнер, руководитель трейдинга «АТОН»Глобальные экономические процессы имеют большее значение, чем волатильность из-за распространения коронавируса. Мировые центральные банки продолжат заливать рынки дешевыми деньгами. Это касается как локального рынка, так и мирового. Более того, из-за паники вокруг вируса поток дешевых денег может усилиться.
На последнем заседании Банка России впервые прозвучал тезис о том, что регулятор может перейти к мягкой денежно-кредитной политике. Сейчас в России положительные ставки – деньги на депозите приносят доход больше инфляции. При мягкой денежно-кредитной политике ставки либо равны инфляции, либо ниже. То есть деньги медленно сгорают. В Европе такая ситуация уже давно, в США – с прошлого года. Влияние этой темы на рынки капитала, на мой взгляд, масштабнее паники из-за вируса. Более того, чем значительнее паника, тем скорее мы увидим новое количественное стимулирование со стороны центральных банков.
Вирус опасен тем, что затухает экономическая активность. Останавливаются заводы, люди не выходят на улицу, не тратят деньги и так далее. Чем дольше это будет продолжаться, тем больше будет влияние на экономический рост в 2020 году. И это – повод для Центробанков начать стимулирующие меры. Китайские власти уже влили примерно $200 млрд. Скорее всего, вольют еще. Полагаю, что подобного шага можно ждать и от Федрезерва.
Все крупные центральные банки перешли на упреждающие меры и реагируют на угрозу, а не случившийся факт. Упреждающие меры хороши тактически, поэтому мы считаем, что рынки будут расти. Новый виток ралли вызовут действия самих инвесторов, когда они принесут свой кэш на рынок, спасая его от инфляции.
Впереди тяжелая гонка с точки зрения классов активов. Здесь будет жадность и страх. Страх того, что будет рецессия, но чем дольше она не будет происходить, тем сильнее будет желание заработать. И это рано или поздно породит новую волну притока средств на рынок и переоценку активов.