Власти готовят программу поддержки электромобилей в России. В данном случае, это – программный документ, где содержатся первые наброски развития электромобилей в стране. Это своего рода приглашение к обсуждению темы всеми заинтересованными сторонами, а конкретные решения будут другими.
"Идея увеличения числа электромобилей в стране понятна: текущая ситуация с климатом и окружающей средой требует принятия скорейших мер в области снижения вредных выбросов, в том числе и от транспорта", - поясняет Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент". При этом он отмечает, что заявленные в программе прогнозы и предложения по развитию электромобилей – слишком оптимистичные, реализовать их будет весьма непросто.
Предлагаемые шаги напоминают эксперту программу развития автопрома несколько лет назад, когда так же, с помощью жёсткого регулирования, власти стремились создать в стране полноценные производства иностранных автоконцернов с высокой степенью локализации. "Да, это удалось, сегодня в стране уже работает несколько заводов иностранных марок, причём они собирают автомобили из узлов и деталей, которые производят в России, здесь работают многие производители автокомпонентов, однако ситуация с электромобилями в стране совершенно иная", - считает Баранов.
"Если несколько лет назад приобрести новую блестящую иномарку хотели многие граждане, то есть был и остаётся устойчивый спрос на них, то электромобили в нашей стране пока слишком слабо представлены и мало кому интересны. Кроме того, иностранные производители сейчас активно включаются в конкурентную гонку электромобилей на рынках развитых стран, там сейчас активность гораздо выше. И российский рынок с точки зрения продвижения электромобилей им слабо интересен", - комментирует эксперт.
"Не стоит забывать, что иностранные компании только недавно вложили в свои российские заводы огромные инвестиции и относительно недавно начали получать выгоду от этого. Они не готовы сейчас осуществлять новые вложения, чтобы создавать здесь производство электромобилей, в данном документе это не отражено. В стране нет устойчивого спроса на электромобили, что будет останавливать иностранные концерны. Поэтому многочисленные запреты и ограничения, которые предлагает данная концепция, скорее всего, придётся отменить. Напротив, может потребоваться снятие пошлин на импорт иностранных моделей электрокаров, сохранение ставки утилизационного сбора для них на приемлемом уровне, смягчение правил локализации, всё для того, чтобы создать в стране стабильный спрос на них. И лишь когда он будет создан, можно будет ужесточать регулирование в данном вопросе, чтобы развивать производство электрических автомобилей", - считает Дмитрий Баранов.
Важным моментом для развития этого сегмента является информационная и образовательная программа для потребителей. Баранов объясняет, что нужно убедить их в необходимости выбора именно электромобиля, в его безопасности, соответствии его параметров характеристикам традиционного автомобиля, а главное – в приемлемой стоимости. Для этого, считает эксперт, необходимы масштабные меры стимулирования и поддержки покупателей, наряду с поддержкой производителей. Конечно же, потребуется и развитие соответствующей инфраструктуры для электромобилей в масштабах всей страны.
"Предлагаемые меры поддержки отечественных производителей электромобилей имеют право на существование, но не в ущерб потребителям и иностранным автоконцернам. Нельзя насильно заставить выбрать потребителя именно отечественный электромобиль, какие бы ограничения и сборы не вводились. Важно, чтобы у покупателя был выбор – именно это позволит создать рынок электромобилей в стране. А лишь потом можно думать о том, чтобы поддерживать именно отечественных производителей, повышать требования локализации, вводить пошлины на импорт электромобилей", - заключает Дмитрий Баранов.