Уолл-стрит близок к обновлению достижений одного из самых длительных «бычьих» рынков в истории. На этот раз все обходится без фанфар, без привычной для этого эйфории. Кто-то так и не дождался коррекции после резкого восстановления в январе-марте, кто-то все еще руководствуется парадигмой неминуемого окончания цикла подъема мировой экономики и ухода в рецессию. Объемы торгов по-прежнему невелики, на крупных графиках сформировались дивергенции на осцилляторах, а индексы толкают вверх к рекордам ограниченное количество «тяжеловесных» бумаг. Тем не менее тренд по-прежнему направлен вверх, а сезон квартальных отчетов как арбитр пока больше подтверждают правоту оптимистов.
Позитивные комментарии главы JP Morgan, который видит еще одно десятилетие роста, задали ритм, а результаты компаний из промышленного и потребительского секторов в большей степени, чем банков показали, что экономисты просчитались в своих осторожных прогнозах. Теперь наступает черед держать ответ перед акционерами менеджменту технологических, энергетических компаний и компаний здравоохранения. Если и здесь удастся выдержать нынешнее соотношение позитивных сюрпризов (четыре из пяти компаний превышают прогнозы по EPS, в IV кв. таких было 65%), то возможно мы увидим FOMO (синдром упущенной выгоды), как в старые добрые времена. Ведь на фоне низких доходностей на рынке долга акции США выглядят по-прежнему привлекательно.
Вопрос будет лишь в том насколько продолжительным окажется этот «бычий» энтузиазм. Ведь все, что мы видим сейчас во многом базируется на стимулах правительства Китая, а восстановление доверия бизнеса и населения может быть подорвано новыми «торговыми войнами» США с Японией и ЕС. Ведь издержки перестройки мировой торговли и перегревающийся американский рынок труда уже ударили по рентабельности. Пока же у рынка определенно есть время, чтобы не предаваться подобным думам. Предстоящая публикация предварительной оценки ВВП США способна раззадорить «быков», а до следующего отчета по занятости, где прогнозируется ускорение роста зарплат с 3,2% до 3,4% останется еще неделя.
Цифры по ВВП должны быть неплохими: дефицит торговли существенно сократился, потребительские расходы восстановились (розничные продажи показали максимальный за 1,5 года скачок), вновь повысились запасы. По миру в целом – индексы PMI после падения на протяжении десяти месяцев стабилизировались. Особенно выделяются данные по промпроизводству в Китае в марте: +8,5% после роста на 5,3% г/г в феврале. Для кого-то, как JP Morgan, это стало основанием считать, что набирающая обороты мировая экономика позволит перенести издержки на потребителей, и абсорбировать влияние растущих издержек. Уже сейчас консенсус-прогноз предполагает, что вслед за снижением прибылей в 1,3% в I кв. на текущий момент во II кв. будет зафиксирован рост в 0,4% и тем самым удастся избежать их рецессии. Но многое будет зависеть от слабо поддающихся прогнозированию факторов, в основе которых политика Трампа.
Взять хотя бы происходящее сейчас на рынке энергоносителей. Цены на нефть марки Brent вышли в новый ценовой диапазон $72-80/барр. в ожидании прекращения «поблажек» для стран-покупателей иранской нефти и коллапса нефтедобычи в Венесуэле, который усугубили американские санкции. Корпорациям возможно не придется серьезно пересматривать цепочки добавленной стоимости на фоне близящимся к позитивному исходу переговоров между США и Китаем – по сообщениям СМИ, в ходе взаимных визитов 30 апреля в Пекин и 8 мая в Вашингтон будет финализирован проект соглашения, который может быть подписан в Японии либо в конце мая, либо в конце июня на саммите G20 – но у Трампа уже готов план действий в отношении Японии и ЕС. С представителями первой встречи намечены на 24 апреля, с Европой – в конце апреля-мае. И тут несмотря на заверения Трампа, что «в торговых войнах легко побеждать», стоит отметить риски торможения экономик двух конкурентов. Трамп хочет укрепления йены и доступа на сельхозрынок Старого Света, угрожая в противном случае повысить пошлины на автомобили.
Еще одним фактором, который может поставить под угрозу выправление динамики прибылей, выступает рынок труда. В марте о необходимости повысить зарплаты для привлечения и удержания ключевых сотрудников сообщили 53,6% по сравнению с 46,9% в феврале. Растут не только зарплаты, но и бонусы и прочие отчисления – по итогам IV кв. трудовые издержки повысились на 2,9% г/г и в случае дальнейшего роста экономики ситуация лишь обострится.
Да, возможно, что компаниям удастся перенести часть возросших издержек на потребителей, но в I кв. как выяснилось, в полной мере это сделать не удалось. Рентабельность по чистой прибыли в итоге снизилась и приблизилась к минимумам с IV кв. 2017 года. Это было воспринято не так остро, поскольку каждая вторая отчитавшаяся компания сообщила о большем, чем ожидалось, увеличении выручки, но это лишь подчеркивает зыбкость текущих прибылей. Как тут не вспомнить «короля облигаций» Рэя Далио, который оценил влияние роста рентабельности в доходе от рынка акций вполовину. И теперь этот фактор подвержен серьезному стрессу. Отчасти, конечно, это будет нивелировано ФРС, где теперь уже допускают устойчивое превышение инфляции целевого уровня в 2%, но это уже другая история.
- Пока же стоит не сворачивать окно графика индекса страха VIX. Сейчас там сложилась похожая ситуация, как в январе и октябре прошлого года перед мощными волнами коррекции. Пока же на рынке рост и разворотных паттернов не прослеживается.