Глобальная цифровизация налогового контроля, расширение доступа к банковской тайне, типичные ошибки бизнеса - об этом в интервью Finam.ru рассказал Владислав Донченко, партнер налоговой практики ЮК "Лекс Альянс".
Владислав, какие сегодня основные тенденции в сфере налогового контроля в России?
Во-первых, это цифровизация и повышение эффективности налогового контроля. Мы видим, как налоговые органы всё больше и больше внимания уделяют и предварительному контролю и сам налоговый контроль у нас выходит со стадии камерального и выездного контроля на стадию даже банковских проводок. Когда мы только совершаем платёж, его уже видит инспекция и может оценить налоговые последствия.
Мы видим, что в 2021 году введены достаточно существенные изменения, которые повышают эффективность и повышают интенсивность контроля.
Каких аспектов это коснулось в первую очередь?
Взаимодействие с банковскими организациями. Налоговый орган получил доступ к информации о банковской тайне, в частности к информации о выгодоприобретателе и бенефициарах счетов. Также налоговый орган получил возможность смотреть, кто является лицом, имеющим доступ к счёту. Также, для того чтобы сверить подлинность подписи или печати, налоговый орган может запросить в банке образцы печати. В рамках процедуры взыскания ущерба, нанесенного бюджету, теперь налоговый орган может определить более широкий круг лиц, на которых может быть распространено взыскание, в том числе при применении механизма субсидиарной ответственности.
Что значит это для бизнеса? На что нужно теперь в первую очередь обращать внимание и какие нюансы отслеживать?
Это значит, что, в первую очередь, мы должны внимательно следить за тем, кому мы даем полномочия на доступ к счёту, кому мы доверяем и как эти лица могут быть настолько доверенными насколько мы их считаем доверенными. При этом мы должны понимать что те лица, которые имеют доступ к счету организации, теперь являются по сути объектами контроля. Соответственно их расходы, их взаимодействие с организацией тоже будет подлежать контролю.
Мы должны быть осторожными и предусмотрительными при построении документооборота. Нужно следить за тем, чтобы конкретные лица, которые уполномочены подписывать документы, эти документы подписывали. Если директор в отпуске, но только директор имеет право подписывать этот документ, не нужно его подпись подделывать. Скорее всего налоговые органы запросят у банка карточку подписи и это повышает риски при проверках.
Как теперь нужно грамотно взаимодействовать со своей финансовой организацией и со своим банком, чтобы не допустить вот эти нарушения?
Во-первых, банку нужно предоставлять достоверную информацию - это самое главное. Желательно со своим банком установить взаимодействие, с вашим менеджером, который работает с вами. Желательно получать и предоставлять всю информацию, о возникающих требованиях у налогового органа, чтобы получить у банка какой-то комментарий относительно тех операций, которые совершаются, насколько банк считает их рисковыми со своей точки зрения. В данном случае банки должны выступать советниками, чем просто организациями, которые обслуживают движение средств.