По мнению аналитиков ING, предстоящий 10 июня швейцарский референдум по фундаментальной монетарной реформе и вероятность его положительного исхода (голосование «да»), возможно, недооценены, как это было в случае с референдумом о Brexit. Кратковременное влияние «да» вызовет большую неопределенность, но в долгосрочной перспективе Vollgeld может навредить экономике, будет иметь важные перераспределительные последствия и значительно увеличит роль государства в экономике. Швейцарский франк (CHF) пострадает от «да» в краткосрочной перспективе, но консервативная денежно-кредитная политика и статус безопасного убежища могут быть положительными для CHF в долгосрочной перспективе.
«В краткосрочной перспективе неопределенность вокруг изменения денежно-кредитной и банковской системы в Швейцарии, вероятно, будет отрицательной для CHF. Расширение кредитных спредов и ограниченный доступ к кредитам станут встречным ветром для экономики, которая итак уже страдает от устойчиво низкой инфляции. Некоторые модели оценивают справедливую стоимость EUR/CHF на уровне 1.50, и мы бы сказали, что неопределенность может спровоцировать рост EUR/CHF выше 1.30 с уровней около 1.20 сегодня», – заявляют эксперты.
Однако ситуация в долгосрочной перспективе может быть совершенно иной. Испугавшись перспективы «денег с вертолета», отрицательной доходности и невозможности уменьшить денежную массу, когда это необходимо, Швейцарский национальный банк может предпочесть консервативную монетарную политику, ограничивающую эмиссию CHF. Более того, перспектива того, что каждый швейцарский франк будет обеспечен ШНБ, может, как только пыль уляжется, приведет к более позитивной переоценке стоимости CHF в качестве валюты безопасного убежища, добавил эксперт.
Примечание: Vollgeld, или полноценные деньги, предполагает, что денежную эмиссию будет проводить исключительно Национальный банк Швейцарии (SNB), а частные коммерческие банки будут полностью лишены такого права. Речь идет о безналичных деньгах, которые создают коммерческие банки (денежные агрегаты вплоть до М4), выдавая кредит. В Швейцарии, доля электронных, или безналичных денег, составляет примерно 90% в общем объеме денежной массы. Авторы инициативы Vollgeld фактически требуют положить конец практике так называемого частичного резервирования (fractional reserve banking), чтобы лишить банкиров подобной возможности и ограничить тем самым масштабы финансовых спекуляций. В случае утверждения указанной монетарной реформы каждый кредит, который выдают банки, должен будет обеспечен резервами на все 100%.