InvestFuture

Новая волна антироссийских санкций

Прочитали: 638 Аналитика QBF

12 февраля 2019 года появились новости относительно того, что США и Евросоюз планируют ввести новые санкции против некоторых лиц и компаний РФ, причастных к инциденту в Керченском проливе. 14 февраля была опубликована более подробная информация, согласно которой 13 февраля текущего года группа сенаторов США подготовила законопроект о новых ограничениях в адрес РФ, которые могут затронуть инвестиции в российский государственный долг, а также любой финансовый институт России, оказавший финансовую или иную поддержку правительству РФ с целью вмешательства в демократический процесс или выборы какой-либо страны.

Санкции могут быть направлены против инвесторов, финансирующих российские объекты по экспорту СПГ, расположенные за пределами страны. Основными причинами ввода антироссийских санкций авторы законопроекта называют вмешательство РФ в выборы США, злонамеренное влияние в Сирии, агрессию на Украине и задержание украинских моряков в Керченском проливе. Также 15 февраля 2019 года агентство Bloomberg сообщило, что власти ЕС одобрили введение санкций против 8 россиян, непосредственно причастных к инциденту в Керченском проливе.

Ссылаясь на источники, Bloomberg добавил, что новые ограничения Евросоюза не коснутся российских компаний. 27 февраля текущего года Конгресс США представил текст законопроекта с новыми ограничительными мерами в отношении России, из которого следует информация относительно того, какие сектора РФ могут пострадать.

Основные сектора РФ, которые могут пострадать от новых санкций США
Источник: Конгресс США, Интерфакс, расчет QBF

Нефтегазовый сектор

  • Введение санкций в отношении лиц и компаний, которые осуществляют финансирование проектов по добыче сырой нефти в России и освоению ее запасов от $1 млн или суммарно от $5 млн на протяжении 12 месяцев.

  • Запрет на инвестиции в энергетические проекты, в частности, по производству СПГ за рубежом стоимостью более $250 млн, которыми частично или полностью владеет РФ.

  • Запрет на предоставление услуг, технологий и пр. для осуществления проектов по разработке нефтяных месторождений в РФ.

Банковский сектор

Введение санкций в отношении любого финансового института России, оказавшего финансовую или иную поддержку правительству РФ с целью вмешательства в демократический процесс или выборы какой-либо страны, а также причастных к злонамеренной киберактивности.

Инвестиции в государственный долг РФ

Запрет на сделки с новым суверенным долгом РФ (выпущенным Минфином, ЦБ, Фондом национального благосостояния, любым финансовым институтом от лица РФ), что не позволит американским лицам и компаниям покупать государственные облигации со средневзвешенным сроком погашения более 14 дней.


Представленные в законопроекте ограничения в отношении России могут затронуть ряд конкретных российских компаний. В первую очередь, это касается нефтяных предприятий, а также банковских учреждений. Однако, ограничение инвестиций в российские СПГ-проекты не окажет существенного отрицательного эффекта на данный момент, поскольку российские компании имеют незначительное количество подобных проектов. Например, ПАО «Лукойл» имеет 30% долю в проекте Etinde в Камеруне, а у ПАО «Роснефть подписано соглашение с ExxonMobil в Мозамбике.

В то же время вероятность введения антироссийских санкций со стороны США, которые затронут одну из крупнейших американских компаний, невысока. При этом неизвестно, коснутся ли ограничения перегрузки СПГ. Если они подпадут под санкции, то от этого может пострадать ПАО «НОВАТЭК». Тем не менее, исходя из существующей формулировки в законопроекте, ограничение инвестиций в СПГ-проекты не должно затронуть данную компанию.

Компании, в отношении которых могут быть введены ограничения
Источник: расчет QBF


Вероятность введения санкций в отношении крупных российских банков, в частности ПАО «Сбербанк», невысока, так как их принятие негативно отразится на населении страны, чего власти США пытаются избежать. В то же время новые ограничительные меры могут затронуть банки, обслуживающие операции по государственному оборонному заказу, в числе которых ПАО «Промсвязьбанк» и АО «АБ «Россия». Также в санкционном списке могут оказаться Банк ГПБ (АО) и АО «СМП Банк». Тем не менее, в представленном законопроекте нет никакой конкретики, поэтому нельзя однозначно сказать, какие финансовые организации попадут под санкции.

Что касается ПАО «Газпром», то ограничительные меры США могут затронуть поставки газа компании на европейский рынок. 11 марта 2019 года новостное издание The Wall Street Journal со ссылкой на свои источники сообщило, что американские власти рассматривают возможность введения санкций против «Северного потока-2», поскольку данный проект укрепит позиции «Газпрома» на европейском рынке газа. Кроме того, проект может быть использован в политических интересах. Впрочем, руководство Германии выступает против введения санкций США в отношении «Северного потока-2», поскольку производство газа в Европе сокращается, а российские поставки остаются основным источником газа в ЕС, обеспечивая практически 37% всего потребления газа в Европе.

Американские ограничительные меры приведут к уходу подрядчиков из проекта, однако представители «Газпрома» сообщили, что в таком случае строительство «Северного потока-2» можно закончить благодаря привлечению финансирования из КНР и государственных банков РФ. В то же время 12 марта 2019 года Европарламент высказался против реализации проекта «Северный поток-2», поскольку данный газопровод усиливает зависимость ЕС от импорта российского газа, что негативно сказывается на внутреннем рынке региона и не соответствует положениям энергетической политики ЕС. Однако Европарламент не располагает правом законодательной инициативы. Данная резолюция направляется в Европейскую комиссию, которая может быть только принята во внимание высшего органа исполнительной власти ЕС при разработке дальнейших законопроектов.

Доля РФ в импорте газа Европейским союзом
Источник: Европейская комиссия, расчет QBF


Санкции в отношении госдолга РФ, которые запретят американским гражданам и компаниям инвестировать в российский суверенный долг, выпущенный ЦБ РФ, Минфином, Фондом национального благосостояния или любым финансовым институтом от лица РФ со средневзвешенным сроком погашения более 14 дней, окажут воздействие на корпоративные и государственные облигации, что приведет к снижению их стоимости, но повышению доходности. В частности, доходность облигаций федерального займа (ОФЗ) может вырасти на 1-2% годовых. При этом возможные санкции затронут только новые выпуски государственных облигаций.

Динамика доходности облигаций, % годовых
Источник: Московская биржа, расчет QBF


Таким образом, новый законопроект с антироссийскими санкциями, в первую очередь, нацелен на уменьшение инвестиций в государственный долг РФ, что окажет наиболее сильный отрицательный эффект на фондовый рынок России в краткосрочной перспективе в случае его принятия. При этом, вероятно, будет наблюдаться снижение доходности российских еврооблигаций на фоне высокой доли вложений нерезидентов на данный момент. В свою очередь, доходность ОФЗ, по всей видимости, должна повыситься, что подтверждает ее динамика при введении санкций в 2018 году.

Кроме того, доходность ОФЗ также вырастет, если ЦБ РФ поднимет ключевую процентную ставку, что вероятно при нынешнем ускорении инфляции в феврале 2019 года до 5,2% годовых. Второй ключевой аспект данного законопроекта – это введение санкций в отношении компаний из нефтегазового сектора, что приведет к снижению инвестиций нерезидентов в российские проекты предприятий из данной отрасли. На этом фоне можно ожидать уменьшение стоимости рубля, а также падение на рынке акций в случае принятия новых антироссийских санкций, которые, вероятно, будут введены в течение ближайших 2 месяцев.

Хотя проект «Северный поток-2» не упоминается в представленном законопроекте, власти США рассматривают возможность введения санкций в его отношении. Тем не менее нет никакой конкретики относительно того, какие компании затронут ограничительные меры, при этом вероятность принятия данного законопроекта в полном объеме невысока. Следует отметить, что, несмотря на введенные антироссийские санкции в 2018 году, индекс МосБиржи по итогам прошлого года вырос на 12,3% годовых.

Александр Алексеевский, младший аналитик QBF

Источник: QBF

Оцените материал:
(оценок: 22, среднее: 4.41 из 5)
Читайте другие материалы по темам:
InvestFuture logo
Новая волна

Поделитесь с друзьями: