InvestFuture

Параллельный импорт авто ЗАГЛОХ! Пересаживаемся на Лады? / Спецвыпуск

Прочитали: 1169

Неужели российскому авторынку, каким мы его знаем, приходит конец? Что ждет автолюбителей в 2024 году? Закроют ли параллельный импорт? Сохранится ли возможность купить иномарку? Давайте разбираться. 

Подробнее смотрите на YouTube:

Каждый из нас хоть раз в жизни задумывался о покупке машины. Ведь с автомобилем мы не ограничены в своих передвижениях, можем отправиться в любое место, в любое время и на какое угодно расстояние. Не говоря уже о том, что это просто удобно, а в некоторых случаях и незаменимо. Как говорится, автомобиль дает свободу. Если не учитывать бензин за сотку и страдания по поводу зимней резины, конечно…

И вот представьте: вы решились на покупку, копите себе на Приус или Солярис, и тут бац: поставки прикрыли, а зарубежные компании ушли с российского рынка. И вместо Приуса и Соляриса вам остается либо давно всем знакомая Лада, либо малоизвестный «китаец». Совсем не то, что хотелось. Ведь вы копили несколько лет, чтобы купить машину мечты...

Для тех, кто не хочет выбирать «из двух зол», в России ввели параллельный импорт автомобилей. Но, как показал последний год, работает он со скрипом, будто из последних сил, и неизвестно, долго ли еще протянет.

За время работы этой системы спрос на поставляемые иномарки упал почти вдвое. По данным Автостата, в ноябре 2023 года доля машин, ввезенных по системе параллельного импорта, сократилась до 8%. В октябре того же года этот показатель был равен 14%. А это значит, что у нас остается все меньше выбора и возможностей, чтобы купить желаемое.

Понятие “параллельный импорт” с нами уже давно. Но узаконил его Минпромторг только весной 2022 года, когда зарубежные компании начали «массовый исход» с российского рынка – более 1000 иностранных предприятий приостановили работу в стране. Принятая мера должна была не допустить дефицита товаров, которые ранее поставляли эти компании.

На табличке хорошо видно, как работает эта система. Давайте разберем на примере. Американская автомобильная компания Шевроле является владельцем товарного знака. Компания находит официального дистрибьютора в стране, где планирует продавать свои машины — допустим, в России — и работает только через него. Дистрибьютор — это официальный представитель компании в другой стране. Он закупает автомобили у производителя, перевозит их через таможню и дальше «реализует». То есть, либо отпускает их российским продавцам, либо торгует напрямую с покупателями.

А если в стране работает параллельный импорт, то официального дистрибьютора нет. Частники сами едут в другую страну, покупают авто, привозят в Россию и продают без согласия правообладателя.

Важно понимать: хоть при такой схеме согласия от производителя и не требуется, государственные и международные законы продолжают действовать. Дилеры обязаны продавать именно официальный товар. То есть, вы не можете пересобрать какой-нибудь Рено и продавать ее под видом Шевроле. При прохождении таможни надо предоставить все документы подлинности изделия и соответствия автомобиля заявленным требованиям. Иначе товар просто не пропустят через границу.

Кроме того, ввозить тоже можно не все, а только те категории товаров, которые одобрил Минпромторг. Все остальное – контрафакт или контрабанда.

Что касается нормативов ввоза авто по параллельному импорту на территорию России, то юрлица и индивидуальные предприниматели могут доставлять машины без получения Одобрения типа транспортного средства (ОТТС). Раньше это было обязательно: без ОТТС ввозить машины могли лишь частники.

Также поставщикам авто можно не опираться на нормы Технического регламента Таможенного союза. Достаточно получить заключение о соответствии машины техническим требованиям.

Кстати, а вы знали, что параллельный импорт в России вводится не первый раз? Он был разрешен в стране до 2002 года – продавцы ездили в другие страны, покупали товары и продавали их в РФ. В 2002 году такие поставки запретили, после чего крупные бренды стали определять дистрибьюторов и дилеров, которые могли торговать продукцией официально. Эта мера в свое время помогла привлечь в страну дополнительные инвестиции. 

Серый импорт против параллельного

Параллельный импорт – это тот же «серый», только узаконенный и регулируемый. Но! О параллельном импорте чаще всего говорят, когда речь идет об официальных российских дилерах, которые работают по “букве закона” - оформляют все необходимые бумаги, ввозят авто партиями в страну и продают клиентам с полным набором документов и гарантий на эксплуатацию.

А “серые” импортеры – это те, которые доставляют машину, но история автомобиля и способ его доставки неизвестны, вызывает вопросы и наличие документов на владение авто.

То есть, поставщики автомобиля по параллельному импорту – это часто бывшие официалы, которые приспособились к новым условиям и стараются предлагать клиентам привычный сервис. 

А серые поставщики – это перекупы. Покупка машины у таких продавцов сопряжена с дополнительными рисками.

Максим Златокрылец, директор департамента продаж новых автомобилей АО РОЛЬФ: "У вас могут возникнуть потом различного рода дополнительные платежи, о которых вы не были информированы в момент покупки автомобиля. Тот же самый, например, коммерческий утильсбор. Это достаточно значимая сумма денег: несколько сотен тысяч рублей.

Также возможен у вас вплоть до отзыва ПТС на ваш автомобиль, если возникнут какие-то проблемы, связанные с тем, что ваш автомобиль был неправильно растаможен, легализован, ввезен как-то еще – здесь, на самом деле, достаточно большое количество подводных камней может быть. Это первый момент, это юридическая оценка.

Второй момент – те, кто вам продают автомобиль, должны нести перед вами ответственность по дальнейшей эксплуатации автомобиля. По закону о защите прав потребителя, мы такую ответственность несем, как юридическое лицо при продаже автомобиля и в данном случае мы, например, наделяем каждый проданный автомобиль гарантией от компании Рольф на два года или 100 тысяч километров, без ограничения пробега". 

Откуда везут машины в Россию

Выходит, что система параллельного импорта действует у нас официально уже почти два года. За это время правила корректировались, менялся список разрешенных к ввозу товаров.

В 2023 году по параллельному импорту в Россию чаще всего ввозили машины японских, корейских и немецких марок. Их доли в общих поставках – 34, 22 и 20% от общего числа, соответственно. Далее Китай – 10%, и на пятом месте автомобили из США с долей 5%.

Самыми популярными иномарками марками оказались Тойота, Киа, Хёндэ, Фольксваген и китайский Зикр.

Автомобили в Россию поставляли из разных стран: из Армении, Казахстана, КНР, Кореи, даже Арабских Эмиратов. Но сегодня почти 90% всех «серых» машин везут через Кыргызстан.

Максим Златокрылец: "Киргизия сейчас является страной номер один для поступления машин по параллельному импорту в Россию. Первое – это тарифная сетка, которая там применяется. То есть, там ввезенный автомобиль растаможивается не по цене инвойсов, по которой он был закуплен непосредственно, а на стоимость растаможивания принимается так называемая тарифная сетка, которая существенно ниже, чем, непосредственная стоимость автомобиля, за которую он был приобретен. То есть, вам не нужно занижать покупную стоимость автомобиля для того, чтобы получить более меньшую налогооблагаемую базу для уплаты таможенных платежей. Вы просто используете канал, связанный с тарифной сеткой, которая является более низкой сама по себе. Ну, и сами все платежи они дешевле, чем при ввозе машины через, например, таможню России".

Но несмотря на то, что дилеры находят более выгодные и быстрые способы поставок, цены на авто все равно не падают. Давайте посмотрим, как сейчас устроен наш авторынок и сколько процентов рынка занимают машины, которые ввезли таким способом.

Как устроен российский авторынок?

Если оглядеться вокруг, нам покажется, что улицы уже заполонили Хавалы и Черри. Ну и среди их потока можно разглядеть наши скромненькие Лады.

И нет, друзья, нам НЕ КАЖЕТСЯ. Именно российский автопром в 2023 году занял около трети всего рынка. Лада стала самой популярной маркой по продажам. Большинство остальных позиций забрали китайцы. 

 

В 2023 году доля китайских автомобилей на российском рынке выросла в 3,5 раза. Если в начале 2022 она составляла 10%, то в 2023 – уже больше 36%. При этом в 2021 году на китайские машины приходилось 9% рынка, а в 2020 – всего 4%. За три года доля «китайцев» на дорогах России выросла в 9 раз. И это не предел.

Ян Хайцеэр, вице-президент Национального Автомобильного Союза: "В головах будущих потребителей автомобилей все-таки уже устоялось желание купить машину из Поднебесной. Если в 2022 году было еще какое-то стеснение, неуверенность, то в 2023 году стало понятно, что вариативности у нас, собственно говоря, в ближайшее время никакой не предвидится при выборе производителя автомобиля. В конце 2023-в 2024 люди будут покупать китайские машины, независимо от того, какая перспектива их ждет, как будет меняться цена на эти машины, какие сложности у ремонта, с непонятной степенью надежности и так далее. Тем не менее, их все равно покупают, потому что выбирать в общем-то не из чего. И несмотря на то, что они все равно стоят недешево, относительно цены на европейские автомобили из прошлой жизни. В любом случае – они дешевле".

А теперь давайте посмотрим на конкретные модели, которые привлекают наших автолюбителей. И снова в лидерах АвтоВАЗ. Самыми популярными российскими машинами стали Лада Гранта, Веста и Нива. Остальные позиции заняты китайцами - Хавал Джолион, Черри Тиго и Джилли Кулрей. Интересно, что спрос на китайские авто в РФ растет не только через официальных дилеров, но и через параллельный импорт. Летом 2023 года ежемесячные доходы автобрендов КНР на российском рынке превысили 1 миллиард долларов, по данным таможни КНР. 

Но еще нужно помнить одну важную деталь. Вот вы знали, что мы и САМИ производим китайские авто на заводах, которые раньше делали БМВ, Мазды и другие “запрещенные” иномарки? Доля китайских машин на российских дорогах, которые выпущены в нашей стране, в этом году выросла до 10% от общего числа.

Таким образом, с ростом китайских и российских поставок, собственного производства машин и комплектующих, доля автомобилей, ввезенных через параллельный импорт, продолжает падать от месяца к месяцу. На данный момент она занимает не больше 10%. 

 

Почему падает параллельный импорт? 

Получается, любимых иномарок в топах и правда нет. Так почему же параллельный импорт загибается? 

На сокращение влияют несколько факторов. Основные из них – это повышение утилизационного сбора, ослабление курс рубля, насыщение авторынка китайскими и российскими машинами.

С учетом этого цены на зарубежные авто становятся заоблачными. То есть, возможность купить все тот же Солярис есть, но обойдется это нам значиииительно дороже, а еще нужно ждать несколько месяцев, пока машину привезут, а за это время цена снова может вырасти. Не каждый решится на такую покупку, особенно когда рядом официально и вдвое дешевле продается китаец. 

А дилеры это тоже прекрасно понимают и деньги терять не хотят. Поэтому продавцы,  которые раньше ввозили в страну японские Тойоты и Нисаны, корейские Киа и Хёндэ, постепенно переходят на работу с китайскими компаниями. Из-за этого происходит падение параллельного импорта, и иномарок на рынке становится меньше.

Разберем это на конкретном примере. 

История с покупкой авто

Летом 2023 года автовладелец решил сменить свой старенький Шевроле на что-то поновее. К китайским и российским маркам он относится подозрительно, поэтому его выбор пал на японку – а именно на Мицубиси Лэнсер. Зная ситуацию на рынке, он решил максимально сэкономить и купить праворульку и поставщиков на Дальнем Востоке.

При бюджете в 1,2 млн рублей он хотел найти машину не старше пяти лет, но оказалось, что сегодня это не реально. Несколько дилеров занимались подбором машины, но лучшее, что они смогли найти – это авто 2015 года за полтора миллиона рублей. В этот момент наш герой понял, что его «старенький Шевроле» еще не такой уж и старый. Но если серьезно, дело, конечно, в том, что текущее предложение слишком дорого.

Большинство россиян готовы потратить на автомобиль своей мечты не больше трех миллионов рублей, стало известно из опроса, опубликованного “Ведомостями”. При этом большая часть опрошенных – 62% – готовы ехать за такой машиной в другой город или страну. Но опять-таки стоимость остается ключевым параметром. 

Б/У автомобиль с 10-летним пробегом вряд ли можно назвать “машиной мечты”, а о новых иномарках и думать не приходится. Например, популярная среди россиян и импортеров Тойота Камри 2023 года выпуска прямо сейчас стоит более 5 миллионов рублей.

Хотя еще несколько месяцев назад, в начале осени 23-го года ее стоимость была меньше на 300 тысяч.

А еще годом ранее седан можно было купить в среднем за 3-4 миллиона.

На фоне таких историй ясно видно, почему параллельный импорт в России падает вместе со спросом. Новая иномарка теперь стоит как квартира в регионе, люди просто не готовы тратить такие деньги. Между тем, дилеры не могут снизить цены до разумного предела, потому что тогда они будут работать себе в убыток. Вот и получается, что люди меньше покупают, а с отсутствием спроса, продавцы привозят все меньше иномарок и зарабатывают на более бюджетных китайцах. 

Кроме подорожания, усугубляют ситуацию и проблемы с поставками запчастей, а также отсутствие гарантийного обслуживания иномарок.

Плюсы и минусы «параллельного» автомобиля

Для тех, кто все-таки хочет иномарку, а китайцев отвергает, мы решили проанализировать плюсы и минусы покупки авто, ввезенной по параллельному импорту.

Начнем с преимуществ.

Первое – это возможность приобрести желаемую машину, которая официально не представлена в России. Большинству из нас знакомы и привычны японские, корейские, европейские машины. Приобретая их, мы получим гарантированное высокое качество, хотя и за большие деньги. А от китайского автопрома пока неизвестно что ожидать – должно пройти несколько лет, чтобы делать выводы.

Второе – при покупке запчастей вы покупаете оригинальные комплектующие. Дилеры везут лицензированные компоненты, а значит, вы сможете установить в авто оригиналы. Хоть их и придется подождать.

Третье – если вы решили покупаете машину премиум-класса, стоимостью от 5-7 миллионов рублей, через параллельный импорт она обойдется вам дешевле. Все потому, что при официальном ввозе люксовых авто растаможка и оформление документов выходят очень дорого. При параллельном импорте – эти процедуры не обязательны. Поэтому покупатель может сэкономить до нескольких миллионов.

С плюсами на этом все. К сожалению, пока, недостатков у параллельной схемы гораздо больше.

Первый минус – чтобы система параллельного импорта работала, ей постоянно нужны посредники, а именно – частники. Юридическому лицу невыгодно оформлять поставки на себя из-за высокой стоимости растаможки. Поэтому около 90% всех ввезенных в Россию машин прямо сейчас, поставляются физическими лицами. При этом физлицо не в состоянии поставлять машины в большом объеме за один раз. Его предел – это несколько авто.

Второй – россиянам недоступна заводская гарантия от производителя. Дилерская гарантия на авто в такой ситуации становится платной и, часто за нее приходится доплачивать.

Третий – официальные дистрибьюторы больше не контролируют поставки и, соответственно, не могут сдерживать цены на машины. Что мы и видим в автосалонах.

Четвертый минус – санкции действуют не только на сами автомобили, но и на маршруты «серых» поставок. Посредники ввозят автомобили обходными путями, что увеличивает сроки ожидания и конечную стоимость машины.

Ну и, наконец, пятый минус – это трудности с сервисным обслуживанием. Ушедшие с рынка компании зачастую блокируют электронные каталоги запчастей с актуальными данными и сервисное программное обеспечение, которое необходимо для диагностики авто. Это создает трудности для дилерских сервисов при ремонте последних моделей машин.

И вот вроде бы все против параллельного импорта автомобилей. Минусов больше, спрос и продажи падают, цены растут, с запчастями проблемы. Но эксперты уверены, что какой бы ни была ситуация, рынок иномарок в будущем просядет, но полностью не исчезнет.

Максим Златокрылец: "Почему сегодня не закрывают параллельно импорт, а лишь его как-то точечно регулируют? Причина понятна – потому что пока на территории России недостаточно производятся автомобили, чтобы покрыть спрос потребителя. Но по мере развития производства на территории России параллельные импорт будет ограничиваться-ограничиваться. Ну, скорее всего, не закроется, но просто его стоимость будет абсолютно нерелевантна". 

Чего ждать от параллельного импорта в будущем?

Глава ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Алексей Подщеколдин прогнозирует двойное сокращение параллельного импорта в этом году. 

Это может быть связано со сложностью обслуживания импортных машин и возросшими затратами на таможенное оформление. Дилеры не хотят работать без поддержки производителя. Поэтому ряд крупных компаний уже перестали ввозить авто. Доля таких автомобилей на российском рынке прямо сейчас всего 10%.

Эксперты уверены, что люди все больше будут пересаживаться на российские, китайские и другие машины, которые будут представлены в стране официально. Это позволит автовладельцам существенно сэкономить при покупке и сократить издержки на обслуживание.

Иномарки продолжат дорожать и терять популярность, но сохранят свое, пусть и минимальное, присутствие на рынке. Это подтвердили и в правительстве и продлили параллельный импорт и на весь 2024 год.

Дилеры уверены, что те, кто решил купить себе Тойоту или Фольксваген, непременно их купят, пусть даже по высокой цене.

 

Вывод

Если вы хотите купить машину, произведенную в Японии, Корее, Европе, США, вы сможете это сделать и сейчас, и в будущем. Даже если параллельный импорт прикроют, частники продолжат возить машины. Но будьте готовы заплатить крупную сумму, от этого уже никуда не деться. Дешевле такие авто не станут.

Для тех, кто не хочет тратить много денег на серую иномарку – остается один вариант – китайцы. Их присутствие на рынке ежегодно растет, что держит цены на доступном уровне. 

Если вы не предвзяты, можете присмотреться и к российскому автопрому. Но тем, кто всю жизнь проездил на иностранных машинах, сложно относиться к Ладе без предубеждений. 

Тем, кто не воспринимает российские машины, дорога на б/у рынок. Подержанные иномарки тоже подорожали, но все еще возможно найти неплохой вариант по приемлемой стоимости. Но вместе с тем высок и риск нарваться на хлам, распил или “утопленника”. 

Среди других опасностей - отсутствие документов. Если машина не растаможена или не оплачен утилизационный сбор – вы заплатите вдвое дороже. Ведь оплата документов может достигать половины стоимости на машину. Поэтому при выборе б/у машины будьте предельно внимательны, проверяйте наличие всех необходимых бумаг, историю продаж автомобиля, а еще лучше – воспользуетесь помощью независимого автоэксперта.

Оцените материал:
(оценок: 20, среднее: 4.5 из 5)
InvestFuture logo
Параллельный импорт авто

Поделитесь с друзьями: