С утра в пятницу, 2 апреля, российские медиа облетела новость о том, что за год авиабилеты на внутренних российских рейсах подорожали от 15 до 120% по сравнению с показателями 2019 года. Об этом сообщило издание "Известия" со ссылкой на данные агрегаторов авиабилетов. Вскоре эту информацию опровергли в Минтрансе, указав, что авиабилеты на апрель-июнь 2021 года в среднем подешевели на 7% по сравнению с 2019 годом. Finam.ru рассказывает, как обстоят дела в авиаотрасли.
Мировые потери авиаотрасли в пандемию
По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) в 2020 году общий размер финансовых потерь авиаотрасли составил $118 млрд, а спрос упал на 65,9% по сравнению с 2019 годом.
Кроме того, эксперты IATA считают, что авиаотрасль будет убыточной в течение всего 2021 года. В этом году они прогнозируют потери для мировых авиакомпаний в размере от $75 млрд до $95 млрд. В прошлом году IATA ожидала, что потери авиакомпаний в 2021 году будут на уровне $48 млрд, однако позднее ухудшила свой прогноз. В IATA отметили, что из-за ужесточившихся ограничений на фоне третьей волны и новых штаммов коронавируса спрос на билеты в феврале 2021 был на 78% ниже, чем в аналогичный период 2019 года.
В России ситуация лучше?
По данным Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), которые приводит РБК, в прошлом году убытки российских авиакомпаний составили около 200 млрд рублей. При этом чистый убыток крупнейшей российской авиагруппы "Аэрофлот" составил 123 млрд рублей.
Однако проблеск оптимизма всё же есть. Специалисты Ассоциации агентств воздушного транспорта (ААВТ) утверждают, что российские авиационные перевозки уже восстановились на 60% от уровня 2019 года. Генеральный директор ААВТ Сергей Демиденко в беседе с журналистами Russia Today отметил, что объём внутренних авиаперевозок, вероятно, восстановится до 100% от докризисного уровня к середине весны 2021 года.
Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент", считает, что ситуация с воздушным транспортом в России мало отличается от общемировой. Аналитик отмечает: несмотря на то, что снижение пассажирооборота в России меньше, чем по миру, он все равно уменьшился в 2020 году на 54% по сравнению с показателем 2019 года. При этом российские авиакомпании столкнулись с теми же проблемами, что и иностранные. Например, большинство российских перевозчиков было вынуждено уменьшить количество направлений для перелётов, число воздушных судов, а также сократить персонал.
Когда всё это закончится?
Говоря о перспективах авиаотрасли, Дмитрий Баранов подчеркивает, что человечеству пока так и не удалось справиться с пандемией коронавируса, на фоне новых волн заражения вводятся новые ограничения, в том числе на передвижение. В таких условиях пассажирские авиаперевозки будут еще долго ограничены.
Баранов пишет: "Развитие эпидемиологической ситуации постоянно оказывало давление на авиационную индустрию, и если в прошлом году многие были уверены, что коронавирус будет побежден, и перелеты быстро восстановятся, то сейчас оптимизма поубавилось, и на скорое возрождение воздушного транспорта не рассчитывают. Так, в прошлом году в отрасли прогнозировали восстановление в 2022 году, даже в конце 2021 года. Сейчас уже говорят о восстановлении в 2024 году, и не исключено, что это может произойти ещё позднее. Пока ситуация в отрасли остается сложной: если в середине прошлого года потери отрасли оценивались в сумму порядка 74 млрд евро, то сейчас речь может идти уже о более чем 86 млрд евро, причем окончательный подсчет еще не окончен, а отрасль продолжает терять деньги. Игроки авиационной отрасли и те, кто с ней связан, вынуждены сокращать персонал, и рассчитывают на помощь властей. В 2020 году ее оказывали, однако не всем и не всегда, но она опять необходима, так как воздушные перевозки не восстанавливаются".
По мнению эксперта, до конца 2021 года цены на авиационные билеты могут вырасти на 8-13%, как в мире, так и в нашей стране. Кроме того, он полагает, что и мировая авиационная промышленность в этом году не восстановится. Из-за сокращения объема авиационных перевозок авиакомпании, испытывающие финансовые трудности, вынуждены сокращать парк воздушных судов, а не заказывать новые.