До недавнего времени только несколько компаний могли похвастаться наличием собственных разработок в космической отрасли, что во многом связано со сложностью подобных разработок. Как правило, это крупные авиационные и оборонные предприятия США, Европы и России. Практически всегда заказчиками аэрокосмического оборудования являются государственные предприятия. В России разработки дочерних предприятий государственной корпорации «Роскосмос» финансируются за счёт федерального бюджета, в Европе Европейское космическое агентство (ESA, European Space Agency) заключает контракты с поставщиками за счёт средств, внесённых в общий фонд каждым из членов агентства, в то время как в США контракты Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA, National Aeronautics and Space Administration) в рамках космических исследований также финансируются государством. В данных реалиях состояние отрасли и направление её развития определяются программами «государственных» космических агентств, а лидерами сектора становятся те корпорации, которые способны заключать крупные контракты с этими агентствами.
NASA
Чтобы понять, что такое NASA для мировой космической индустрии, достаточно сравнить объемы финансирования американского ведомства и его зарубежных аналогов. Согласно опубликованному в середине ноября отчёту, бюджет NASA в 2017 финансовом году (с окончанием 30 сентября 2017 года) достиг $19,8 млрд., увеличившись с $19,3 млрд. в 2016 году. При этом общий объем доступного фондирования в 2017 году составил $24,1 млрд., из которых $22,7 млрд. уже используются для финансирования целого ряда космических программ. Для сравнения, в рамках федерального бюджета на 2016 год государственная корпорация «Роскосмос» получила 210,4 млрд. руб., в то время как бюджет ESA на 2016 год достигал 5,25 млрд. евро.
Текущая программа NASA, как и всегда, носит долгосрочный характер: агентство нацелено серьезно продвинуться в исследовании Марса до 2030 года. Для этого планируется построить станцию на орбите Луны. Далее будет рассмотрен вопрос о строительстве станций на спутниках Марса. Проект носит амбициозный характер и пока что выглядит достаточно фантастическим. Согласно заявлениям ряда исследователей, поверхности спутников Марса Деймоса и Фобоса накапливают большой заряд статического электричества после вспышек на Солнце, который может привести к выходу из строя всей техники. В этом плане важным направлением работы для NASA является программа исследования спутников Марса, включающая в себя съёмку их поверхности с высоким разрешением, а также исследование возможности телекоммуникационного обеспечения при работе посадочных зондов. В рамках заключенных в июле 2017 года контрактов по проекту NeMO (Next Mars Orbiter) поставщиками NASA по данному направлению стали Boeing Co, Lockheed Martin Corporation, Northrop Grumman Corp, Orbital ATK Inc и Space Systems Loral LLC. Стоимость каждого контракта колеблется в районе $400 млн., а первый запуск по NeMO намечен на июль 2022 года.
С практической точки зрения принятая агентством программа требует разработки сверхтяжелых ракета-носителей (SLS, Space Launch System), многоцелевых транспортных космических кораблей, а также нового пилотируемого шаттла, который должен прийти на смену космическому челноку «Space Shuttle», завершившему свои полёты в 2011 году. Первый беспилотный пуск ракета-носителя SLS произойдет не раньше октября 2019 года.
В 2017 финансовом году затраты NASA по проекту достигли $2,1 млрд. ($1,85 млрд. в 2016 финансовом году), в то время как стоимость всей программы оценивается в $9,7 млрд. Занимается разработкой SLS американская корпорация Boeing Co. Согласно заявлениям NASA, реализация данного проекта потребует до $2 млрд. в год в ближайшие несколько лет. Первый пилотируемый полёт с данным ракета-носителем намечен на 2021 год.
Чистые затраты NASA на реализацию космических проектов в 2017 финансовом году достигли $19,4 млрд., из которых еще $1,74 млрд. ($2,68 млрд. в 2016 финансовом году) пришлись на реализацию программы обновления американских блоков Международной космической станции (МКС). Другой важной статьей расходов агентства является разработка многоцелевого частично многоразового пилотируемого космического корабля «Орион» в рамках программы Commercial Crew and Cargo. Разрабатываемый американским оборонным концерном Lockheed Martin Corporation корабль будет использоваться для полёта вокруг Луны, околоземных полётов и доставки людей на МКС. Контракт на постройку «Ориона» был подписан еще в 2006 году, а его сумма составила $8,15 млрд. Первый испытательный полёт модуля состоялся в декабре 2014 года, тестовый запуск на ракета-носителе SLS намечен на 2019 год, как и беспилотный полёт вокруг Луны. Первый пилотируемый полёт при идеальном графике состоится не раньше 2021 года. На текущий момент американские астронавты вынуждены летать в космос на российских «Союзах». Стоимость одного запуска с 6 астронавтами на борту для NASA составляет $490 млн. Контракт между NASA и «Роскосмосом» заключен вплоть до конца 2018 года.
Параллельно с этим, в сентябре 2014 года NASA заключила контракты с Boeing Co и Space Exploration Technologies Corp (SpaceX) на разработку капсул для управляемого полёта CST-100 Starliner и Dragon V2 соответственно. Как отмечает агентство, пока говорить об особых успехах данных проектов не приходится. Среди других крупных поставщиков NASA Orbital ATK Inc и Sierra Nevada Corporation, каждый из которых в январе 2016 года получил контракт на 6 полётов собственных транспортных кораблей к МКС в рамках второго этапа реализации программы по доставке грузов на космическую станцию (CRS, Commercial Resupply Services). Стоит отметить, что спектр компаний и организаций, к которым может обратиться NASA, весьма ограничен. Согласно американским законам частные корпорации с иностранным участием не могут предоставлять услуги американскому космическому ведомству.
10 крупнейших поставщиков NASA в 2012-2016 гг.* Источник: данные NASA, AeroWeb – A Forecast International Inc, * за финансовый год с окончанием 30 сентября соответствующего года
ESA
ESA является вторым в мире после NASA космическим агентством по величине затрат. В 2015 году совокупные затраты агентства составили 4,26 млрд. евро, из которых максимальная сумма в 757 млн. евро пришлась на разработку новых ракета-носителей. На текущий момент все космические полёты европейских ракет (осуществляющих вывод спутников на орбиту Земли и т.д.) производятся с помощью ракета-носителя «Ариан-5», разработка которого заняла 10 лет и стоила около $7 млрд. Именно с помощью одной из разновидностей данного ракета-носителя совместная исследовательская группа NASA, ESA и Канадского космического агентства планируют в 2019 году запустить на орбиту Земли телескоп «Джеймса Уэбба», который должен прийти на смену телескопу «Хаббл».
Главным проектом ESA остаётся проект нового ракета-носителя «Ариан-6», который должен полностью заменить «Ариан-5» к 2021 году. Цель разрабатываемого ракета-носителя – снизить затраты на изготовление и эксплуатацию аппарата на 40%. Стоимость контракта по данному направлению составляет 2,4 млрд. евро, а самим проектом, в том числе первым запуском, займётся Ariane Group – совместное немецко-французское предприятие Airbus SE и Safran SA. Именно данная компания является крупнейшим поставщиком ESA. Среди других важнейших проектов Европейского космического агентства – параллельная модернизация двигателя Vulcain 2.1, используемого в «Ариан-5». К 2030 году агентство намерено создать версию Vulcain 2.3, практически полностью напечатанную на 3D-принтере. Кроме этого уже сейчас идёт разработка многоразового метанового ракетного двигателя «Прометей», который позволит снизить стоимость двигателя для «Ариан-6» с 10 млн. евро (Vulcain 2.1) до 1 млн. евро. Работа над новым двигателем ведётся Ariane Group, которая уже потратила на исследования 85 млн. евро. В июне 2017 года ESA и Ariane Group подписали первый транш контракта в рамках проекта «Прометей». Стоимость контракта не разглашается, а дата первого испытания нового двигателя намечена на 2020 год.
Среди других крупных поставщиков ESA – Итальянское космическое агентство и Avio SpA, которые разрабатывают усовершенствованную версию ракета-носителя Vega C для вывода спутников на низкие полярные круговые орбиты в рамках контракта стоимостью 395 млн. евро, а также Французское космическое агентство, контракт которого с ESA стоимостью 600 млн. евро предполагает строительство стартовой площадки для «Ариан-6» к концу 2019 года.
«Роскосмос»
Одним из ключевых источников финансирования космической отрасли России является государственная программа «Космическая деятельность России в 2013-2020 гг.». Согласно проекту федерального бюджета объем финансирования «Роскосмоса» в 2016 году составил 210,4 млрд. руб. Часть средств выделяется в рамках «Федеральной космической программы на 2016-2025 гг.». Совокупный объем данной программы достигнет 1,4 трлн. руб. При этом в 2015 году «Роскосмос» вообще не получал бюджетных средств. В рамках данных программ РКК «Энергия» ведёт разработку многоцелевого пилотируемого многоразового космического корабля «Федерация», начало лётных испытаний которого намечено на 2022 год. Бюджет данного проекта оценивается в 57,5 млрд. руб. с пиком затрат 11,8 млрд. руб. в 2020 году. Пилотируемый полёт должен состояться не раньше 2024 года. Другим крупным проектом агентства является серия опытно-конструкторских работ «Феникс», в рамках которой идёт разработка семейства ракета-носителей среднего класса, которые могут быть использованы в качестве первой ступени сверхтяжелых ракета-носителей или при возникновении нештатных ситуаций. С 2018 года по 2025 год «Роскосмос» потратит на проект более 30 млрд. руб. Согласно данным главы Федерального космического агентства РФ, доля страны в секторе производства ракетно-космической техники достигает 10% (от $72 млрд.), 7% в сфере производства космических аппаратов, 30% в секторе обеспечения пусковых услуг. При этом в сфере коммерческих услуг (запуск спутников для телевизионных, интернет и телекоммуникационных компаний), объем которого оценивается в $115 млрд., доля РФ составляет от 1% до 1,7%. Именно данный резерв может быть использован российским космическим сообществом в ближайшие годы.
Китай
«Чёрной лошадкой» в секторе остаётся Китай, космическая отрасль которого отметила своё 60-летие в 2016 году. В рамках 12-й пятилетки 2011-2015 гг. КНР произвела 86 пусков ракет (84 из которых удачные) семейства «Великий поход» по сравнению с 48 пусками ракет данного семейства в 2006-2010 гг. Программа на следующую пятилетку предполагает уже 110 запусков. В 2015 году Китайская академия космических технологий произвела первый пуск ракета-носителя CZ-11 для вывода на орбиту легких спутников. Кроме этого в 2015-2016 гг. страна произвела первые пуски целого ряда ракета-носителей на чистом топливе CZ-6, CZ-7 и CZ-5. Среди приоритетных программ Китая – завершение группировки навигационной системы «Бэйдоу», которая к 2018 году должна обеспечить обслуживание зоны Экономического пояса Шелкового пути и Морского шелкового пути XXI века, а к 2020 году стать глобальной (с 35 космическими аппаратами на орбите Земли).
В планах Китая разработка ракета-носителей средней и большой грузоподъемности, запуск комплекса «Чанъэ-5» для доставки образцов лунного материала после 2017 года, запуск лунного зонда «Чанъэ-4», который должен будет осуществить первую в истории человечества мягкую посадку на обратной стороне Луны в 2018 году, а также запуск в 2020 году марсианского комплекса с целью выхода на орбиту Марса и изучения поверхности планеты с использованием марсохода. Кроме этого Китай должен стать первой в мире страной, которая разместит солнечную электростанцию в открытом космосе.
Крупнейшие компании сектора
Среди крупнейших представителей отрасли несколько американских компаний: Boeing Co, Lockheed Martin Corporation, Northrop Grumman Corporation, Aerojet Rocketdyne Holdings Inc, Orbital ATK Inс, а также непубличная корпорация Space Exploration Technologies Corp (SpaceX). Кроме этого крупными представителями сектора являются европейские компании Airbus SE и Safran SA и их объединенное предприятие Ariane Group.
Динамика стоимости акций крупнейших представителей аэрокосмической отрасли, накопленная доходность, % Источник: investing.com
Boeing Co (NYSE: BA)
С 2012 года по 2016 год корпорация стала одним из крупнейших поставщиков NASA, заключив контракты с агентством более чем на $8,7 млрд. В структуре корпорации космическое направление включено в подразделение Network & Space Systems (N&SS), а его доля в совокупных продажах в 2016 году достигла 7,5% или $7 млрд. При этом еще в 2012 году доля выручки по направлению N&SS составляла 9,7% или $7,9 млрд. Главными программами, в которых участвует Boeing, является разработка многоразового космического пилотируемого шаттла CST-100 Starliner, а также производство сверхтяжелого ракета-носителя SLS. Кроме этого компания является одним из главных подрядчиков при производстве американских модулей для МКС. По итогам 2016 года объем невыполненных заказов Boeing по направлению N&SS составил $5 млрд. или всего 1,1% от всего объема невыполненных заказов, в 2012 году показатель достигал $10 млрд. или 2,7% в процентном выражении. В структуру N&SS входит и 50% совместной с Lockheed Martin Corporation компании United Launch Alliance LLC, которая занимается выводом космических аппаратов на орбиту Земли в рамках правительственных заказов Соединённых Штатов.
Lockheed Martin Corporation (NYSE: LMT)
За последние 5 лет оборонная компания стала третьей в списке крупнейших поставщиков NASA с общей стоимостью заключенных контрактов $8,1 млрд. Основным проектом корпорации является разработка многоразового пилотируемого корабля «Орион», начатая в 2006 году, тестовый запуск которого на ракета-носителе SLS намечен на 2019 год. Среди других программ – запуск в сентябре 2016 года межпланетной станции ISIRIS-REx к астероиду Бенну для сбора образцов грунта. Стоимость миссии, профинансированной NASA, составила $800 млн. Спутник должен достичь астероида в 2019 году и вернуться на Землю в 2023 году. Космическими разработками в Lockheed Martin занимается подразделение Space Systems, выручка которого в 2016 году достигла $9,4 млрд. или 20% от выручки компании. Однако в структуру данного подразделения входит и сегмент разработки военных ракет и ракетных комплексов. Учитывая тот факт, что Lockheed Martin скорее оборонная компания, фактическая доля выручки космического направления может быть существенно меньше, как и доля невыполненных заказов в рамках космических исследований. Всего по итогам 2016 года объем невыполненных заказов подразделения Space Systems достиг $18,9 млрд., увеличившись с $17,4 млрд., зафиксированных по итогам 2015 года.
Среди перспективных проектов компании – программа исследования дальнего космоса, в рамках которой предлагается начать сборку орбитальной базы Mars Base Camp с экипажем из шести человек в окололунном пространстве уже в 2021 году. Для этого будут использованы разрабатываемый корпорацией многоразовый пилотируемый корабль «Орион», а также ракета- носитель SLS от Boeing. По заявлениям Lockheed Martin, станция может отправиться в полёт к Марсу уже в 2028 году. На текущий момент NASA рассматривает перспективность данной концепции.
Ariane Group – совместное предприятие Airbus SE (EPA: AIR) и Safran SA (EPA: SAF)
Ariane Group образована в январе 2015 года и первоначально носила название Airbus Safran Launchers. Годовая выручка объединённой немецко-французской компании превышает 3 млрд. евро, а её ключевые работы связаны с усовершенствованием и разработкой новых ракета- носителей, в том числе «Ариан-6» по контракту с Европейским космическим агентством. Головная компания Safran SA ведёт свою деятельность в 4-х сегментах: аэрокосмическая сфера, разработка двигателей, разработка авиационного оборудования, авиационная безопасность и связь. За первые 3 квартала 2017 года выручка Safran SA достигла 11,8 млрд. евро, увеличившись на 3% г/г. Что касается Airbus SE, то отдельное направление бизнеса корпорации занимает сегмент Defense and Space, доля которого в выручке в 2016 году достигла 18% или 11,8 млрд. евро. Согласно данным компании, 31% из этой суммы или 3,7 млрд. евро приходятся на космическое направление. Выручка подразделения Defense and Space в 2016 году упала на 9,4% г/г, объем чистых полученных заказов расширился на 6,6% г/г до 15,4 млрд. евро, в то время как объем невыполненных заказов сократился на 3,2% г/г до 41,5 млрд. Стоит отметить, что доля подразделения Defense and Space в невыполненных заказах по итогам 2016 года составила только 3,9%, что ограничивает влияние космического направления на показатели Airbus SE.
Northrop Grumman Corporation (NYSE: NOC) и Orbital ATK Inc (NYSE: OA)
Несмотря на то, что за последние 5 лет компания получила заказы только на $1,9 млрд. от NASA, её перспективы выглядят одними из самых многообещающих. На текущий момент корпорация является одним из главных подрядчиков в рамках проекта запуска орбитальной инфракрасной обсерватории «Джеймса Уэбба», которая придёт на смену телескопу «Хаббл» в 2019 году. Еще в IV квартале 2011 года доля продаж аэрокосмического подразделения Aerospace Systems составляла 38%. По итогам III квартала 2017 года показатель поднялся до 47% или до $3,08 млрд. Данное подразделение остаётся одним из самых быстрорастущих в компании – за первые 9 месяцев 2017 года темпы роста совокупных продаж Northrop Grumman составили 5,8% г/г, тогда как данное направление нарастило выручку на 12,5% г/г. Доля аэрокосмического направления в операционной прибыли за рассматриваемый период достигла 44% или $334 млн.
Финансовые результаты подразделения Space Systems корпорации Northrop Grumman Corporation, $ млрд. Источник: данные компании
Одним из главных драйверов дальнейшего роста аэрокосмического бизнеса Northrop Grumman должно стать приобретение корпорации Orbital ATK Inc (ранее Orbital Sciences и Alliant Techsystems) за $9,8 млрд., о котором было объявлено в сентябре 2017 года. На текущий момент Orbital ATK является одним из трёх победителей второй фазы программы снабжения МКС (в январе 2016 года компания получила контракты на как минимум 6 миссий собственного грузового космического корабля Cygnus к МКС). За 9 месяцев 2017 года выручка корпорации составила $3,4 млрд. при чистой прибыли в $248 млн. Приобретение Orbital ATK, по оценкам, позволит увеличить годовую выручку Northrop Grumman с $24,5 млрд. до $29 млрд. Дополнительным катализатором роста финансовых результатов объединенной компании может стать программа освоения Марса от Orbital ATK, в рамках которой к 2021 году корпорация предлагает создать пилотируемую станцию для четырёх человек на окололунной орбите. С этой целью Orbital ATK предлагает использовать пилотируемый модуль от Lockheed Martin «Орион», тяжелый ракета-носитель SLS от Boeing, а также свой грузовой корабль Cygnus, который будет превращен в жилой отсек орбитального модуля. Сделка между Northrop Grumman и Orbital ATK должна быть закрыта в I половине 2018 года.
Northrop Grumman может быть привлекательна для инвесторов и с другой точки зрения – с начала 2012 года объем выплаченных компанией дивидендов достиг $3,4 млрд., в то время как на программы обратного выкупа акций было потрачено $11,5 млрд. За первые 9 месяцев 2017 года совокупный объем двух программ достиг $908 млн.
Aerojet Rocketdyne Holdings Inc (ранее GenCorp Inc) (NYSE: AJRD)
Менее скромные результаты демонстрирует американский разработчик жидкостных ракетных двигателей Aerojet Rocketdyne Holdings. С 2005 по 2013 гг. Rocketdyne являлась подразделением Pratt & Witney, которая, в свою очередь, принадлежала United Technologies Corporation (UTC). В 2013 году корпорации Aerojet выкупила подразделение Pratt & Witney Rocketdyne у UTC за $550 млн., после чего и образовалась настоящая компания. За первые 9 месяцев 2017 года выручка Aerojet Rocketdyne достигла $1,35 млрд., увеличившись на 9,8% г/г. Среди ключевых заказчиков компании – Lockheed Martin Corporation (27% всей выручки в 2016 году), United Launch Alliance LLC (21% выручки), Raytheon Company (20% выручки) и NASA (13% выручки). Компания практически полностью зависит от заказов в рамках правительственных контрактов – по итогам 2016 года 91% всех продаж компании составляли прямые и косвенные поставки американскому правительству. На текущий момент объем невыполненных заказов корпорации достигает $4,3 млрд., из которых 45%, по оценкам компании, должны быть выполнены в течение года.
Финансовые результаты Aerojet Rocketdyne Holdings Inc, $ млн. Источник: данные компании
Space Exploration Technologies Corp (SpaceX)
Компания SpaceX, основанная в 2002 году, уже давно воспринимается крупнейшими представителями сектора в качестве одного из наиболее технологичных конкурентов в космической отрасли. Целью корпорации Илона Маска являлось создание дешевых средств запуска, в том числе за счёт возможности многоразового использования различных компонент. За свою недолгую историю корпорация уже достигла целого ряда выдающихся результатов и, судя по последним событиями, вплотную приблизилась к ранее поставленным целям. В сентябре 2008 года двухступенчатая ракета-носитель Falcon 1, разработанная SpaceX, стала первой в истории частной ракетой на жидком топливе, которая достигла земной орбиты. В декабре 2008 года компания выигрывает контракт NASA в рамках программы доставки грузов на МКС на $1,6 млрд. В июле 2009 года Falcon 1 доставил коммерческие спутники на орбиту Земли – первый случай в истории частных компаний. Уже в декабре 2010 года беспилотный транспортный корабль Dragon стал первым в мире частным космическим кораблём, который вернулся с низкой земной орбиты, а в мае 2012 года тот же корабль смог пристыковаться к МКС.
Следующий крупный успех пришёл в апреле 2014 года. Тогда первая ступень двухступенчатого ракета-носителя Falcon 9 успешно приземлилась на поверхности Атлантического океана. В сентябре 2014 года компания выигрывает контракт NASA стоимостью $2,6 млрд. на разработку пилотируемого модуля Dragon V2. К декабрю 2015 года Falcon 9 доставила 11 спутников на земную орбиту и смогла приземлиться на плавающую платформу. В апреле 2016 года ракета- носитель Falcon 9 доставил космический аппарат Dragon на МКС, после чего вернулся и успешно приземлился на плавающую платформу. В марте 2017 года компания произвела повторный запуск первой ступени Falcon 9, подтвердив возможность частичного многоразового использования своих ракета-носителей. Наконец, в июне 2017 года грузовая капсула Dragon была повторно использована для отправки грузов на МКС (ранее ту же капсулу использовали при запуске в 2014 году). Среди ближайших планов SpaceX – запуск беспилотного корабля Dragon V2 к Марсу в 2018 году с целью посадки на «красной планете» и отработки системы доставки тяжелых грузов на орбиты Земли и Луны.
Blue Origin
Одним из лидеров в сфере «космического туризма» способна стать корпорация Blue Origin, учреждённая основателем Amazon.com в 2000 году, которая в апреле 2017 года осуществила 3-е успешное испытание суборбитальной беспилотной многоразовой ракетной системы New Shepard, состоящей из пилотируемой капсулы и одноступенчатой многоразовой ракеты. После подъема выше «линии Кармана», отделяющей атмосферу от космоса (на высоте 103 км), аппарат опустился на Землю на парашютах, в то время как ракета совершила вертикальную посадку на собственных двигателях. Важнейшим в данном запуске стал факт повторного использования ракета-носителя – ранее тот же аппарат был использован при тестовом запуске в ноябре 2015 года. Тестовые пилотируемые полёты Blue Origin намерена начать уже в этом году, а в 2018 году корпорации пообещала отправлять в космос первых космических «туристов».
Александр Жданов — аналитик QBF