InvestFuture

Предметы роскоши или производители: куда инвестировать?

Прочитали: 1502 Аналитика QBF

Несмотря на рост политической и экономической неопределенности, в 2016 году ультрабогатое население планеты (UHNWI – люди с инвестиционными активами на сумму, превышающую $30 млн.) пополнилось на 6,340 человек – рост на 3,4% г/г. Причем, согласно прогнозам New World Wealth, к 2026 году количество UHNWI увеличится на 43% до 276 тыс. человек. Среди регионов лидером останется Северная Америка, где через 10 лет будет проживать около 96 тыс. ультрабогатых людей. Однако по темпам роста всех опередит Азиатско-тихоокеанский регион, где за декаду количество UHNWI повысится на 91% до 88 тыс. человек.

Россия и страны СНГ, в свою очередь, также существенным образом пополнят копилку UHNWI – к 2026 году количество людей с состоянием выше $30 млн. вырастет на 60% и превысит 5 тыс. человек. Что касается населения HNWI (инвестиционные активы превышают $1 млн), то только в Москве и Санкт-Петербурге на конец 2016 года проживало более 80 тыс. человек, в то время как в целом по России и странам СНГ показатель составил 152 тыс. человек. В связи с этим представителям финансового сектора, работающим на рынке РФ и стран СНГ, необходимо иметь глубокое представление о предпочтениях долларовых миллионеров, поскольку именно они продолжат составлять львиную долю клиентов инвестиционных компаний. Согласно данным опроса New World Wealth, в России и странах СНГ наблюдается несколько ключевых приоритетов среди UNHWI в вопросах управления капиталом.

Для миллионеров, проживающих в странах постсоветского пространства, ключевыми параметрами при принятии инвестиционных решений являются: доходность инвестиций, диверсификация, приватность, защита состояния от политического вмешательства, а также возможность оперативного перемещения активов по миру.

Данные параметры ощутимо превышают среднемировые показатели. При этом большинство представителей UHNWI не интересуют варианты низкодоходных вложений, призванных защищать капитал от инфляции, и ликвидность инвестиций. Обратная ситуация наблюдается среди ультрабогатых миллениалов, для которых эти два критерия играют большую роль, чем в среднем по миру.

На фоне таких приоритетов у ультрабогатых жителей выделяются два наиболее популярных направления распределения активов. Треть капитала UHNWI идет на развитие собственного бизнеса, что существенно выше среднего показателя по миру (23%). В то же время около 30% капитала «работает» на фондовом и сырьевом рынках или удерживается в виде денежных активов. В данном параметре Россия и страны СНГ уступают лишь США (33%). При этом наименьшая доля приходится на коллекционную роскошь, такую как предметы искусства, автомобили класса люкс, вино и другое. Причем в данном направлении ультрабогатое население постсоветских государств придерживается мировых стандартов.

В среднем по миру около 6% капитала населения UHNWI приходится на приобретение предметов роскоши, в то время как в РФ и странах СНГ данный показатель составляет 5%. Несмотря на схожесть, существует заметная разница в мотивах покупки предметов роскоши. Если в Европе и США при приобретении high-end продукции UHNWI, помимо личных интересов, преследуют инвестиционные цели, то в России наиболее важную роль играет демонстрация статуса. Тем не менее на данный момент портфели 33% проживающих в РФ и СНГ ультрабогатых инвесторов содержат предметы роскоши, что всего лишь на 2 п.п. ниже среднемирового показателя. Более того, наблюдается постепенное повышение интереса к люксовой продукции, возможно, и для инвестиционных целей.

Однако рынок предметов роскоши, рассматриваемых в качестве инвестиций, комплексный и не всегда приносит желаемый результат. В 2016 году индекс Knight Frank Luxury Investment Index, отслеживающий динамику стоимости теоретической корзины предметов роскоши, продемонстрировал рост на 2% г/г, при том что в 2015 и 2014 годах индикатор показывал более впечатляющие результаты - рост на 7% г/г и 25% г/г соответственно. Наибольшее повышение в стоимостном выражении в прошедшем году продемонстрировали коллекционные вина – 24% г/г. Следом идут автомобили класса люкс, цены которых на крупнейших мировых аукционах увеличились в среднем на 9% г/г, что существенно ниже среднегодовых темпов роста за последние пять лет в 32,4%.

Более того, это в большей степени относится к раритетным авто, а не к новым суперкарам, которые можно рассматривать в качестве инвестиций только в случае выпуска единичных экземпляров. При этом вложения в автомобили класса люкс дорогостоящие, поскольку, помимо самого приобретения авто, также предполагают большие издержки на обслуживание «актива». В целом очевидно, что для состоятельного населения предметы роскоши – понятный вид инвестиций. Однако вместо приобретения зачастую малоликвидных люксовых товаров существует достаточное количество более удобных альтернатив на фондовом рынке.

Динамика Knight Frank Luxury Investment Index в разбивке на предметы роскоши (по состоянию на 4Q2016) Источник: Knight Frank

В первую очередь инвесторы могут рассматривать варианты инвестиций в акции публичных производителей предметов роскоши. Однако на рынке не так много самостоятельных производителей high-end продукции. В основном такие компании входят в крупные международные конгломераты, которые обладают существенными финансовыми возможностями, позволяющими развивать люксовые бренды. Среди крупнейших конгломератов значатся такие компании, как: LVMH (Louis Vuitton, Givenchy, Hennesy и другие), Richemont (Cartier, Montblanc, Piaget и другие), а также Kering (Gucci, Saint Laurent, Alexander McQueen и другие). Именно данные корпорации вкупе с производителями автомобилей (Daimler, BMW, Tesla), алкогольных напитков класса премиум (Diageo) и спортивной одежды (Nike) составляют основную долю представленных на фондовом рынке инструментов, которые отыгрывают динамику акций различных представителей luxury-сегмента.

Среди таких инструментов стоит выделить торгующийся на Парижской бирже фонд (ETF) Amundi ETF S&P Global Luxury. C начала 2011 года данный инструмент вырос в цене на 116,6%, в то время как индекс S&P 500 продемонстрировал рост на 94,1%. Тем не менее в luxury-сегменте в скором времени возможна некоторая консолидация, поскольку мультипликатор Forward P/E, отношение текущей рыночной цены акции к ожидаемой прибыли на акцию, у основных игроков на рынке high-end продукции превышает 20, в то время как в среднем по индексу S&P 500 показатель по состоянию на 12 июня находился на уровне 18.7.

Динамика Amundi ETF S&P Global Luxury UCITS ETF – EUR и индекса S&P 500 Источники: Amundi, Federal Reserve Bank of St. Louis

Рассматривая фондовый рынок, стоит также выделить возможность участия в первичном публичном размещении производителей люксовой продукции. В отсутствии большого выбора публичных представителей luxury-сегмента каждое IPO таких компаний вызывает ажиотаж, что зачастую положительно сказывается на капитализации производителей предметов роскоши. Так, из недавних IPO успешным размещением может похвастаться один из мировых лидеров по производству теплой одежды Canada Goose, стоимость акций которого подскочила в первый день торгов более чем на 25%.

По состоянию на 15.06.17

На фоне роста количества долларовых миллионеров, в особенности среди представителей поколения Y, участники российского сектора финансовых услуг должны уделять пристальное внимание предпочтениям обеспеченных людей, которые продолжат составлять основную долю клиентов инвестиционных компаний. Прежде всего, это касается приоритетов в выборе инвестиционных решений. Основываясь на результатах исследования Knight Frank, становится понятно, что ликвидность инвестиций не играет первостепенную роль для российских клиентов. В то же время россияне становятся более заинтересованы в приобретении предметов роскоши, в том числе и для инвестиционных целей. Тем не менее данный рынок специфичен, из-за чего зачастую вложения в high- end продукцию не приносят желаемых результатов. В связи с этим инвесторы должны быть осведомлены о доступных на фондовом рынке инвестиционных решениях в рамках сектора люксовой продукции.

Вячеслав Соловьев — аналитик QBF

Источник: QBF

Оцените материал:
(оценок: 47, среднее: 4.57 из 5)
Читайте другие материалы по темам:
    InvestFuture logo
    Предметы роскоши или

    Поделитесь с друзьями: