В бюджет на 2023 год предложили добавить пункт, по которому Правительство России сможет заключать соглашения об уступке прав требования по долговым обязательствам иностранных государств и юрлиц.
Что значит «продать активы»?
Договор уступки права требования (цессия) позволяет кредитору продать обязательство должника. Так, например, делают банки: долги проблемных заемщиков у них покупают коллекторы. Это бывает и с долгами юрлиц: например, недавно Газпромбанк продал УГМК права требования по долгу Petropavlovsk.
Какие долги может продать Россия?
Не исключено, что те самые, которые заморожены санкциями. Ведь известно, что значительная часть золотовалютных резервов хранилась в облигациях иностранных государств. Министр финансов РФ Антон Силуанов весной назвал примерную сумму замороженных резервов страны — порядка $300 млрд. Можно предположить, что это не столько кэш, сколько европейские и американские гособлигации. А значит права на них можно уступить другой стране или даже компании — той, что не попала под санкции США.
Понятное дело, что России придется продавать бонды с хорошей скидкой. Но это лучше, чем ничего. К тому же, и разговоры о возможной передаче российских резервов Украине наверняка поутихнут.
Кстати, в теории Россия может продать и долг Украины — страна задолжала ФНБ порядка $3 млрд. Проблема — только найти покупателя.
В какой валюте продадут долги?
Уступку права требования планируется проводить в валютах, которым не грозит блокировка из-за санкций.
Аналитик Людмила Рокотянская, редактор Никита Марычев