Transparency International опубликовало Индекс восприятия коррупции (Corruption Perception Index, CPI) за 2018 год. Россия заняла 138 место из 180 и набрала 28 баллов из 100. Последние три года Россия набирала 29 баллов, а в этом году потеряла один балл и опустилась на три места. Столько же баллов набрали Папуа-Новая Гвинея, Ливан, Иран, Гвинея и Мексика.
Тема эта громкая и всплывает каждый раз в начале года. Люди с пониженной планкой интеллектуальной ответственности стандартно делают вывод о неэффективности современной российской государственности, а особо «одаренные» эксперты ссылаются на коррупционное наследие Византии или допетровской Руси. Вместе с тем, главный вопрос в том, как составляется данный рейтинг.
Главное, что нужно уяснить, что рейтинг отражает не уровень коррупции в объективных показателях, а лишь восприятие людьми уровня коррупции в их жизни. Он составляется на основании опроса так называемых экспертов. Хорошо известно, как после присоединения Крыма Россию не любят на Западе. Поэтому место России в данном рейтинге не должно сильно удивлять.
Ну и в заключение стоит сказать, что экспаты, которые работают в российских финансовых компаниях, любят повторять, что на их исторической родине коррупции практически нет. В этом они, конечно, неправы. Просто у них эти явления обычно называются лоббизмом или супер-комиссией, а иногда даже отдельной строкой проходят в отчете о прибылях и убытках. По мировым меркам коррупция в России средняя, ее пик пришелся на 90-е, когда лихие парни из бизнеса и чиновники делили бывшую народную собственность. Одни залоговые аукционы достаточно вспомнить.