Уже сейчас кредиторы могут требовать досрочного погашения задолженности по ряду облигационных выпусков РЖД: сработал ковенант, который касался введения санкций. Об этом сообщила сама компания в своей отчетности, а позднее — агентство Frank RG. Задолженность — порядка 200 млрд рублей.
Смогут ли кредиторы воспользоваться своим правом?
Похоже, только если этого захочет сама компания:
-
РЖД входит в список системообразующих предприятий;
-
она в силу своего особого положения и законодательных нововведений может претендовать на признание санкций форс-мажором, а также воспользоваться мораторием на банкротство.
Можно ли вообще обанкротить РЖД?
Похоже, скоро даже чисто теоретически это станет невозможным. На рассмотрение правительству поступит новый законопроект, согласно которому на РЖД закон о банкротстве не распространяется. То есть, кредиторы не смогут подать в суд на компанию с целью признания ее банкротом. Ликвидировать или реорганизовать РЖД можно будет только с помощью отдельного федерального закона.
В пояснительной записке объяснена цель законопроекта — специальная процедура банкротства компании необходима для того, чтобы она полностью соответствовала критериям организации государственного сектора (PSE) по Базелю III. Это международный документ банковского надзора, содержащий нормативные требования к банкам в отношении ликвидности, достаточности капитала, правил начисления резервов, раскрытия информации и т. п.
Статус организации государственного сектора позволит банкам начислять меньше резервов на кредиты, выданные РЖД. Пока что особым правовым статусом обладают ВЭБ.РФ и ДОМ.РФ.
Хорошо ли это для инвестора?
С одной стороны, да. Если у эмитента возникнут финансовые проблемы, гарантом по ним должно будет выступить государство. Так что вложения в такую компанию должны обеспечивать инвесторам возврат вложенных средств.
Но ведь инвесторы хотят не просто вернуть свои деньги, а сделать это своевременно, да еще и с прибылью. А с этим могут возникнуть проблемы. Ведь если банкротство компании в любом случае не грозит, тогда зачем ее менеджменту сильно стараться? Все равно спасут! Таким образом, эффективность деятельности госкорпорации может пойти на спад.
Облигационный долг РЖД сейчас превышает 1 трлн рублей. Во многих выпусках высока доля пенсионных фондов и других институциональных инвесторов. Для розничных инвесторов это плюс — цена такого инструмента менее волатильна. Но с другой стороны, имеется риск невыгодной реструктуризации долга.
Аналитик Людмила Рокотянская, редактор Никита Марычев