InvestFuture

Широкая диверсификация направлений деятельности туркомпаний снижает риски потерь в шоковых ситуациях

Прочитали: 761 Аналитика Финам

В рамках онлайн-конференции Finam.ru "Туристический рынок в пандемию – ставка на внутренний туризм" эксперты высказали свои мнения относительно того, почему турфирмы не идут за деньгами, которые им столь необходимы, на фондовый рынок, а также какие туристические компании лучше переносят кризис.

Сергей Ромашкин, основатель и генеральный директор туристической компании "Дельфин", полагает, что в кризис выигрывают компании, которые имеют финансовую поддержку, быстро сокращают затраты, готовы несколько лет ждать улучшения ситуации. Новые туристические продукты - дело будущего, пока востребована туристическая "классика".

Между тем Артур Мурадян, генеральный директор Space Travel, отметил, что вопрос необходимо построить немного по-другому. Наверное, надо смотреть на то, какие направления были в портфолио туроператора и какие объемы. Элемент удачи сыграл большое значение. Те компании, которые специализировались на европейском или китайском сегменте, конечно, тяжелее выходят из кризиса. И напомню, что часть банкротств, которые случились, это моно-профильные туроператоры. Безусловно, преимущество получают операторы широкого профиля, но при этом большие компании, холдинговые, имеющие в своей структуре авиакомпании, понесли тоже существенные убытки, поскольку помимо неисполненных обязательств по турам, у них есть просрочки еще по лизинговым платежам за авиатехнику. Но все зависит, есть ли у владельца такой структуры дополнительный источник дохода, как мы видим с российским ТУИ, где господин Мордашов может позволить себе финансировать деятельность компании. А вот чисто туристическим холдингам, какими бы крупными они не были, как показал Томас Кук, это не помогло избежать банкротств.

По мнению Алексея Коренева, аналитика ГК "ФИНАМ", туристический бизнес, несмотря на свою специфику, в целом подтверждает общее правило – широкая диверсификация направлений деятельности снижает риски потерь в шоковых ситуациях. Пусть даже на развитие смежных направлений и придется затратить немалые средства (посмотрите, с какой активностью банковский сектор развивает экосистемы, направленные на электронную коммерцию – ведь это небанковские услуги). Компании, специализировавшиеся на предоставлении узкого круга сервисов или покрывающих ограниченный круг направлений, попали в ситуацию "русской рулетки". Проигравшие вовсе выбыли из игры, выигравшие хотя бы потеряли не так много. При этом эксперт считает, что привлечение денежных средств путем публичного размещения акций компании (IPO) нельзя отнести к безусловно выигрышным стратегиям (очень многое зависит от конкретных обстоятельств). "Как правило, для того, чтобы успешно разместить свои акции на бирже, получив при этом необходимые для развития ресурсы, компания должна быть достаточно публичной и прозрачной, хорошо раскрученной (наличие узнаваемого бренда в том случае – очень хорошо), весьма крупной и иметь долгосрочную историю хороших операционных и финансовых показателей. Более того, сам по себе выход на биржу – достаточно дорогое удовольствие. К тому же – не быстрое. У нас не так много найдется турфирм, которые бы соответствовали приведенным критериям. Так что не факт, что IPO принесет компании существенные деньги. При том, что доля владения компанией у её мажоритарного акционера (акционеров) уменьшится. Как и уменьшится влияние на принятие решений, касающихся управлением компанией. Не все бизнесмены к такому готовы", - добавил Алексей Коренев.

Шамшуков Артемий, аналитик ГК "ФИНАМ", в свою очередь, считает, что публично торгуемые компании, скорее всего, имеют более простой доступ к дополнительному финансированию. Однако, одной из основных причин, почему некоторые компании решают оставаться частными - это дополнительные временные и денежные затраты, связанные с ведением финансовой отчетности, которая соответствует определенному формату и нормам. К тому же, может у наших туристических компаний есть желание не раскрывать карты перед своими конкурентами, так как зачастую публичные компании открыто заявляют о своих планах на ближайшее будущее. Наконец, может им выгоднее занимать в банке. Туристическая индустрия проциклична, поэтому инвесторы будут запрашивать высокую ожидаемую доходность, принести которую может не каждая компания в индустрии.

Источник: Финам

Оцените материал:
(оценок: 32, среднее: 4.38 из 5)
InvestFuture logo
Широкая диверсификация

Поделитесь с друзьями: