Американские, китайские и мировые рынки, внимательно следящие за торговой войной между США и Китаем, получили то, что ожидали. На прошлой неделе было объявлено о частичном торговом соглашении. Это означает не конец войне, а перемирие.
Участники переговоров заключили ограниченное соглашение, которое предотвратит становящееся угрожающим повышение тарифов со стороны Соединенных Штатов, предоставив передышку для более широкого пакта, который, как ожидается, будет подписан президентами Си Цзиньпином и Дональдом Трампом во время саммита форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в Чили в следующем месяце.
Китай назвал эту фазу переговоров «конструктивной», а американский лидер назвал ее «существенной фазой первой сделки», отражающей удовлетворение обеих сторон. Белый дом, наконец, признал, что для решения множества сложных вопросов необходимо время и поэтапный подход. К очередному раунду обе стороны пришли с разными намерениями. Накануне переговоров Трамп призывал к «всеобъемлющей сделке». Никаких шансов на это не было, так как КНР не желала уступать необоснованным требованиям США.
То, что произошло после двухдневных дискуссий, было относительно незначительным: Пекин пообещал закупать больше сельскохозяйственной продукции, в основном соевых бобов и свинины, и предложил новые меры регулирования торговых разногласий относительно валюты, интеллектуальной собственности и финансовых услуг.
Сообщается, что Китай обнародует график снятия ограничений на иностранное владение фьючерсами, ценными бумагами и компаниями взаимных фондов — одно из требований администрации Трампа. По соглашению «первой фазы» Китай должен увеличить закупки сельскохозяйственной продукции в США в течение следующих двух лет, что примерно вдвое превышает предыдущий уровень. Он также согласится на неясные пока ограничения на работу технологических фирм США, ведущим бизнес в Китае.
Что не так с соглашением
Несмотря на оптимизм, в отношениях двух стран остается значительное количество острых проблем, в число которых входят крупнейшие государственные компании, которые доминируют в экономике Китая, промышленные субсидии и совместные партнерства, а также запреты и ограничения, налагаемые США на компании, являющиеся лидерами в области технологий. И обе стороны остаются далеки друг от друга в решении этих вопросов.
Проблемы с Huawei, по-видимому, не обсуждались на последних встречах, но в преддверии переговоров восемь компаний, занимающихся искусственным интеллектом, были добавлены в черный список экспорта, и пока его не покинули.
Считалось, что ситуация в Гонконге будет использоваться в качестве разменной монеты, но эта проблема разумно не затрагивалась.
Трамп ответит взаимностью, отменив планы по повышению тарифов, которые вступают в силу 15 октября. Китайские СМИ говорят, что для достижения какого-либо соглашения необходимы дополнительные переговоры. Чтобы заключить сделку, Трампу, возможно, придется отменить свой план по введению 15-процентных тарифов на еще $160 млрд на китайский импорт, начиная с 15 декабря.
Президент Трамп назвал соглашение «огромным» и «очень существенным», хотя факты таковы: оно еще не подписано, Китай его существенным не считает, и все штрафные санкции Трампа остаются в силе.
Аналитики считают, что сделка ненадежная, неустойчивая, и вряд ли что-то сильно изменит в ближайшее время. Сделка необходима Трампу по политическим мотивам, поскольку он нацеливается переизбрание и борется с импичментом. Действия администрации президента разозлили американских фермеров, которые являются основной частью избирательной базы Трампа. Видимо, поэтому часть соглашения, непосредственно относящаяся к основному электорату, была рассмотрена в первую очередь.
Таким образом, когда Трамп заявляет, что соглашение (и «рукопожатие») с Китаем является торговой победой, следует иметь в виду, что многие, включая рынки, предпочли бы иметь этому документальные подтверждения.