Петр Бобрик, Специалист Отдела инновационных торговых систем
Акции
Снова рост и даже очередное ускорение. Впечатляющий график.
Специфика момента в том, что игнорируются все негативные факторы. Примечательно, что очередной исторический максимум был сделан даже в понедельник. Сразу в первый рабочий день после объявления шатдауна.
Рост продолжается, несмотря на относительно слабую статистику на неделе. Разочаровала американская строительная статистика, где зафиксированы сильные снижения, причем в физических числах. Шокировал американский торговый баланс, с рекордным дефицитом, превысившим психологически значимые -70 млрд. И, конечно же, чувствительное падение оценок ВВП с +3,2% до +2,6%.
Однако негатив от статистики шел скорее не от ее слабости, а от завышенных ожиданий на нее. Ведь большинство разочарований прошли при очень высоких абсолютных значениях, говорящих о продолжении сильного роста экономики. Просто темпы несколько припали.
В целом на акции продолжают действовать все те же положительные факторы, которые обусловили их рывок с осени прошлого года. Прежде всего, это продолжающиеся QE от Центробанков с увеличением финансовой доступности, что в конечном итоге привело к качественному результату в виде начала роста мировой экономики. Ориентировочно с осени прошлого года.
После принятия налоговой реформы, с начала текущего года к ним добавился фактор массового притока накоплений американских компаний, разбросанных по всему миру. Суммы называются около 4 трлн. долларов. Это, как и волна роста экономики, также очень долгосрочный фактор. Он дополнительно обеспечил ускорение темпов S&P с начала нового года.
Еще одним фактором с начала года стал падающий доллар, что повышает конкурентоспособность американских товаров. Поскольку в физических показателях американские компании как минимум сохраняют объемы своих продаж, а возможно даже есть и рост, то падение доллара должно привести к дальнейшему росту доходов американских корпораций. Откуда и ускорение S&P именно с начала января.
Особенностью же прошедшей недели стало появление еще одного бычьего фактора в виде сезона квартальной отчетности. И, как следствие – еще одно ускорение темпов. Пока результаты не просто хорошие, а очень хорошие. Достаточно сказать, что почти по всем секторам ожидания по прибыли существенно превышены.
Длительный и затяжной период отрицательных результатов с 2012 года закончен, а текущий рост просто по экспоненте.
Подобные примеры приводят к тому, что даже нынешний аномально быстрый рост акций до сих пор не привел к аномально высоким отношениям P/E по акциям. Сейчас около 25, что является высоким значениям, но отнюдь не чрезмерным. На таких уровнях можно и упасть, но можно и продолжать расти далее. Так в Китае несколько лет назад отношение доходило до 40. Другими словами, рост во многом обоснован с точки зрения фундаментальных факторов.
В результате комбинации всех этих положительных факторов мы получает удивительно сильные ожидания будущей динамики.
Другими словами, согласно опросам, почти треть инвесторов уверены, что рост продолжится за 2019 год. Причем число таких оптимистов увеличилось на треть именно в январе под влиянием событий на фондовых площадках. Что позволяет предположить продолжение банкета на фондовых площадках в ближайшем будущем.
Хотя в Америке наблюдается очень сильный рост, неправильно его распространять на весь оставшийся мир. Ведь там нет ни притока денег американских корпораций, ни налоговой реформы, ни даже слабого доллара. Поэтому неудивительно, что таких темпов роста больше нигде нет. И вообще Америка сильно оторвалась от остального мира в последние годы.
Например, европейские индексы на неделе преимущественно не только не росли, но и даже немного снижались. Особенно это процесс стал заметен со среды, когда доллар стал осыпаться против евро. Другими словами усушка европейских акций во многом обусловлена валютным фактором. Аналогичная ситуация и в Японии.
С другой стороны тот же валютный фактор не проявился с шанхайским индексом, где с начала год прибавка около +10%, пусть и с отрицательного старта в виде декабрьского снижения около пяти процентов.
Вслед за Америкой начинают разгоняться и развивающиеся страны. Ведь при росте экономики аппетиты к риску растут. И тоже наблюдается не просто рост, но и ускорение с начала года.
Переходя к прогнозам, отметим, что с точки зрения экономики сейчас все выглядит просто великолепно. И поэтому можно ждать продолжение ралли. Как минимум до окончания сезона отчетности. Чтобы перешибить столь сильный энтузиазм, нужно что-то очень плохое. И такой кандидат сейчас может появиться в виде начала полноценной торговый войны между США и Китаем. Тем более что первые пробные залпы уже сделаны в виде ограничений поставок китайских солнечных батарей и стиральных машин.
30 января Д. Трамп отчитывается конгрессу, где вполне может быть что-то объявлено. Если это свершится, то последствий будет очень много. В частности намедни ожидается оглашение списка российских коррупционеров с мерами по конфискации их активов. Тогда надо смотреть по ситуации. Впрочем, есть шансы, что обойдется без горячего.
Валюты
Долларовый индекс хорошо нырнул на неделе.
90 уровень пробит с первого удара. Как показывает практика последних 20 лет, долларовый индекс предпочитает не задерживаться на нем. Либо ниже несколько лет, либо выше. С этой точки зрения слабый доллар надолго.
Падение началось в среду. А аккурат в ночь со вторника были оглашены результаты заседания японского Центробанка, что на первый взгляд указывает на взаимосвязь этих событий. Однако более пристальный взгляд не дает повода убедиться в этом.
Основные тезисы Х. Курода был весьма голубиными. Хотя экономика видится ему сильной, и он продолжает настаивать на цели по инфляции +2,0%, а риски для экономики преимущественно внешние, но при этом он ничего не сказал об изменении монетарной политики в сторону ужесточения. Хотя многие ожидали этого на фоне сильной экономики и роста ставок во всем мире. Другими словами его заявления были умеренно негативны для иены.
Однако именно иена стал главные бенефициаром недели, пробив на больших объемах ключевой уровень 110. Но поскольку на неделе укреплялись все валюты, то дело было именно в долларе. В этой ситуации заседание ЯЦБ стало спусковым крючком новой волны падения, поскольку до такого важного события многие откладывали штурм. А после неудачи с попытками ослабить иену на тезисах Х. Куроды, штурм начался самостоятельно.
Тезис о том, что США сознательно проводят политику слабого доллара, получил официальное подтверждение уже через несколько дней. Об этом на форуме в Давосе проговорился министр финансов США С. Мнучин. Он мотивировал тем, что это необходимо для проведения текущей экономической политики. Головная задача реиндустриализации Америки требует повышение конкурентоспособности американских товаров, в том числе и за счет удешевления доллара, т.е. валютный войны. Нетерпимо вопиющие дефициты всевозможных американских бюджетов не оставляют другого пути, как начать планомерную девальвацию доллара.
И хотя уже на следующий день Д. Трамп был вынужден утверждать обратное, мол Америка великая (great again), и поэтому у нее будет сильный доллар, ни к чему кроме панических колебаний доллара в обе стороны это не привело. Ведь ничего другого американский президент своему электорату и не мог сказать. Нельзя же открыто предлагать американцам обесценить их сбережения ради повышения прибылей американских монополий. Под конец Давоса даже снова выпустили С. Мнучина с покаяниями и мантрами в сильный доллар, но рынки все равно остались внизу.
В пятницу вышло очередное статистическое подтверждение ужаса американских финансов. Торговый баланс установил новый рекорд ниже 70 млрд. долларов. С точки зрения недавно опубликованных профицитов торговли Китая и Европы ничего неожиданного нет, но сам масштаб числа популярно объясняет, почему американцам просто необходимо что-то начать делать в этом направлении.
Хотя в абсолютном выражении наибольшую брешь американская торговля имеет с Китаем, но в процентах к ВВП Германия намного его опережает.
Что собственно и является главным аргументом в пользу дальнейшего укрепления евро. Кстати, прошлая неделя нарисовала самую крупную белую свечку против доллара с мая прошлого года. Несмотря на ее жуткий дифференциал процентных ставок с Америкой, оптимизм по поводу ее экономики оказывается сильнее.
Возможно, поэтому на прошедшем в четверг заседании ЕЦБ М Драги также занимал достаточно голубиную позицию. В целом в его тезисах не было ничего нового. Но в отличие от заявления Э. Новатны неделей ранее, он ничего не сказал о текущем курсе евро. Де факто это означало молчаливое согласие с текущим высоким курсом и непротивление ее дальнейшему росту.
Но его заявления порождают очень высокую спекулятивную позицию, которая может обернуться при неблагоприятном развитии событий резкой коррекцией.
Против Европы особых аргументов у Д. Трампа нет. Особенно, если учесть тот факт, что с глобалистами (которые выбрали Евросоюз в качестве своей главной базы после поражения на выборах Х. Клинтон) и так уже идет ужесточенная война, где обе стороны не стесняются в выборе средств. Все, чем можно ударить, уже ударили.
Остается Китай, где картина вывоза капиталов в абсолютных числах еще более масштабная.
Этот график и является главным аргументом утверждения, что неизбежного обострения торговых отношений избежать не удастся. С этой точки зрения 30% пошлина на солнечные батареи и стиральные машины является легкой разминкой. Ведь солнечная энергия составляется всего 1,5% от общего американского производства.
В этой связи хотелось бы отметить, что доллар падает и против китайского юаня. Из-за что формально США будет трудно обвинить его в манипулировании курсом. Тем более что именно этим они сейчас и занимаются и даже открыто признают в Давосе. Ведь, по мнению экономистов Института международных финансов, курс доллара остается завышенным на 10%, несмотря на его снижение за последние месяцы. По мнению этого почтенного финансового заведения для того чтобы полностью закрыть торговый дефицит США, по оценкам IIF, курс доллара должен упасть еще на 10% от его нынешних уровней. Т.е. около 81 пункта по долларовому индексу. Или около 1,4 против евро.
Криптовалюты уже более месяц болтаются внизу. На фоне падающего доллара у них появился шанс на еще одну волну роста. Но боюсь, что она на этот раз станет последней. Если вообще случится.
Товарные валюты также укрепились против доллара. Тем более что товарные цены растут. В результате на неделе достигли сентябрьских максимумов по обобщенному индексу.
Российский рубль не был исключением и также укреплялся.
При этом против евро рубль несколько просел, но бивалютная корзина также укрепилась. Главным фактором остается высокая цена на нефть. За счет этого международные резервы еще прибавили пять миллиардов. Темпы прироста однозначно повысились с нового года. Так недалеко до цели ЦБ в 500 млрд., что перед торговой войной просто опасно.
Среди статистики отметим весьма слабые данные по промышленному производству.
И что особенно неприятно, добыча полезных ископаемых была выше общего показателя. Отчасти это было компенсировано сохраняющимися высокими темпами розничных продаж.
Среди прочих новостей отметим повышение прогноза российского рейтинга с нейтрального на позитивный. Отчасти это произошло за счет опережения планов по бюджету. Оценка дефицита составила 1,34 трлн. руб. (1,4% ВВП), т.е. меньше, чем цифра, ранее озвученная Счетной палатой (1,8-1,9% ВВП), и заметно ниже, чем плановый дефицит бюджета (2,0 трлн. руб., или 2,2% ВВП). Улучшения произошли за счет роста цен на нефть, а также опережающего сокращения расходов. При этом прогноз на 2018 год вообще показывает дефицит близкий к нулю.
Облигации
Длинные облигации смогли удержаться на текущих уровнях, хотя нисходящий тренд остается в силе.
Отчасти это случилось из-за весьма скорого окончания шатдауна, где обе стороны пошли на взаимные извинения, но при этом ничего не решили по существу. В результате дело отложено на 8 февраля, т.е. совсем скоро. Запасаемся попкорном.
Тем не менее, долгосрочная тенденция роста коротких ставок продолжается. Новые максимумы обновили очень многие такие инструменты. В результате уже несколько месяцев денежные фонды фиксируют отток средств из акций в пользу облигаций. Причем за декабрь и январь изменения особенно велики.
Но пока на акциях это никак не сказывается. Кстати, вот и дополнительная причина, почему особым спросом пользуются именно безрисковые акции монополий. Ведь облигационщики не любят рисковать.
Политика слабого доллара, хотя официально не было подтверждена Д. Трампом, тем не менее, имеет высокие шансы на реализацию, исходя из состояния американских финансов. С этой точки зрения Америке грозит рост импортных цен. В частности, на неделе обновлены новые максимумы по ожидаемой инфляции. В значительной степени из-за подросших нефтяных цен. Причем не только в Америке.
Рост цен дополнительно повышает вероятность дальнейших повышений процентных ставок, которая также не только обновила новые максимумы, но и ускорилась.
Усилившиеся ожидания роста ставок привели к тому, что в январе на первые место среди текущих угроз инвесторы опять выдвинули крах облигаций.
Причем с достаточно высоким показателем.
Между тем рост американских ставок уже начинает поднимать общую проблему обслуживания долга. Ожидается, что в начале двадцатых расходы на обслуживание долга превысят расходы на оборону.
На неделе промелькнуло достаточно важное сообщение о том, что ФРС почти подготовило предложения по снижению требований к достаточности банковского капитала. В результате резкий рост соответствующих инструментов.
Ведь речь может идти о высвобождении триллионов долларов. Следим за новостями в ближайшие недели.
Товары
Товарная группа получила хорошую поддержку от слабого доллара. За вычетом этого фактора рост умеренный, но на неделе был обновлен новый многолетний максимум.