Новый пакет санкций запрещает американским инвесторам принимать участие в первичных размещениях долговых обязательств Министерства финансов России, Центрального Банка и Фонда национального благосостояния. По мнению Александра, ограничения на операции с российском госдолгом можно считать довольно мягкими. «Выпуск долларовых еврооблигаций для России невозможен еще с 2019 года. Что касается рынка ОФЗ, то здесь основной поток денег иностранных инвесторов идет не через первичный рынок, а через вторичный. Новые санкции не вводят ограничений на этом рынке, а значит американские инвесторы как покупали, так и продолжат покупать российские ценные бумаги на вторичном рынке», - объяснил Кудрин.
В долгосрочной перспективе санкции вряд ли смогут серьезно повлиять на решения Центрального Банка России в отношении процентных ставок. «Мы уже видели повышение в марте и, возможно, увидим и на ближайших заседаниях. ЦБ заявил, что начал двигаться к нейтральной монетарной политике, а это предполагает рост процентных ставок. Рынок ОФЗ уже закладывает в цены эти события: тот спред, который оказался между кривой доходности ОФЗ и ключевой ставкой Центробанка - это отражение ожиданий рынка в отношении действий регулятора».
Будущие санкции – слабо предсказуемая область. Санкционная риторика присутствует на нашем рынке с 2014 года и, вероятно, продлится ближайшие годы, если не десятилетия. «Однако, если будут предприняты шаги, угрожающие стабильности российской финансовой системе, то у ЦБ, как у регулятора, есть широкий набор полномочий, чтобы побороться за финансовую стабильность», - уверен Кудрин.
На уровень инфляции санкции также вряд ли окажут значительное влияние. «Основной механизм, который мог бы воздействовать на инфляцию - это потенциальное ослабление рубля и влияние на локальную инфляцию через цены на импортные товары. Но, как мы видим, пока реакция обменного курса довольно сдержанная. Поэтому, я не думаю, что мы увидим какие-то добавки к инфляции от тех санкций, которые были недавно введены.
Ощущение, что санкции с нами на долго, присутствует у рынка уже давно, лет 5 точно. Об этом ощущении рынок периодически забывает, но потом вспоминает вновь. В зависимости от этого, меняется и размер санкционной премии, которая закладывается в российские активы. На уровне геополитики санкции являются широко используемым инструментом. Те страны которые попадают под санкции прикладывают усилия, чтобы нивелировать их значимость, и пример России показывает, что такая деятельность может быть достаточно успешной. Именно поэтому само по себе объявление санкций не имеет такого значимого эффекта для рынка как это было, например, в 2014 году».