В рамках онлайн-конференции Finam.ru "Туристический рынок в пандемию – ставка на внутренний туризм" эксперты высказали свои мнения относительно того, стоит ли ожидать восстановления внутреннего туризма в 2021 году до показателей 2019 года и как изменилось потребительское поведение туристов.
Сергей Ромашкин, основатель и генеральный директор туристической компании "Дельфин", полагает, что внутренний туризм, несомненно, восстановится и даже улучшит показатели 2019 г. Средний прирост внутреннего туризма составит 10-15% к 2019 году. Мы ожидаем, что регионы-лидеры - Краснодарский Край и Крым покажут абсолютно лучшие результаты в своей истории, Крым, например, примет до 8 млн человек. При этом эксперт отметил, что поведение туристов вынужденное, они реагируют на постоянные изменения правил игры и закрытия стран. Вряд ли то, что мы видим - это какие-то новые тренды. Откроется мир - туристы поедут привычными маршрутами. Россия переживает сейчас туристический бум, но это не навсегда.
Алексей Коренев, аналитик ГК "ФИНАМ", согласен с тем, что следует ожидать улучшения ситуации в туристическом бизнесе России. Эксперт заявил: "К сказанному выше могу добавить, что не просто восстановится, но и в значительной степени сохранит свои позиции в будущем. В силу профессиональных обязанностей мне периодически приходится оценивать всевозможные проекты по строительству санаториев, туристических баз, отелей и прочих объектов туристической инфраструктуры в разных точках России (либо давать оценку инвестиционной привлекательности имеющихся, при покупке их новыми инвесторами). И могу отметить, что за последние несколько месяцев интерес к подобным объектам со стороны российского бизнеса резко вырос. Причем, и это важно, в большинстве случаев речь идет именно о комплексном подходе, когда проект изначально предполагает строительство полноценного релаксационного кластера с возможностью масштабирования и готовностью вкладывать средства в маркетинговые мероприятия, направленные на привлечение туристов. Т.е. наблюдается здравый и взвешенный подход немалого числа российских инвесторов, уже сейчас позволяющий предположить серьёзность намерений "на дальнюю перспективу"". По мнению Алексея Коренева, как только будут открыты границы, значительная часть туристов поедет на свои излюбленные курорты. Тем не менее, существенные инвестиции в инфраструктуру внутреннего российского туризма, наблюдаемые сейчас со стороны частных инвесторов, а также готовность к соответствующей маркетинговой поддержке, может косвенно свидетельствовать, что спрос на внутренний туризм не упадет до уровней "до пандемии" и в какой-то степени сохранится. "Крупный и средний бизнес, успевший вложить немалые средства в покупку, строительство и расширение туристических объектов внутри страны, вряд ли стал бы это делать, не просчитав свои действия на несколько шагов вперед. И уж точно постарается не потерять вложенное", - добавил эксперт.
В то же время, Воскан Арзуманов, генеральный директор TEZ TOUR Россия, также уверен в том, что внутренний туризм однозначно восстановится. По его словам, закрытие границ переориентирует многих наших соотечественников на отдых внутри страны. Более того, по итогам 2021 года с высокой вероятностью будет отмечен существенный рост относительно 2019 года. К слову, Алтай, Карелия, Северное сияние и многие другие направления за последний год стали чаще упоминаться как в СМИ и социальных сетях, так и в поисковых запросах Яндекса. Что касается потребительского поведения, то, по мнению эксперта, пандемия затронула каждого, повлияв на разные аспекты жизни граждан. Совершенно точно туристы стали более осторожными, что отразилось в первую очередь на глубине бронирования. Так, основные заявки на подбор туров сейчас приходят за 7-14 дней до вылета, хотя ранее этот показатель был в разы больше, так как люди смело планировали свои отпуска за полгода или даже год до даты вылета. При этом отдых за границей по-прежнему востребован. Говорить более предметно о произошедших изменениях в портрете потребителя и его поведении можно будет после восстановления авиасообщения с массовыми чартерными направлениями. А пока спрос превышает предложения в разы, и никто не желает упустить свое место под солнцем.
Свое мнение относительно потребительского поведения российских туристов высказал и Артур Мурадян, генеральный директор Space Travel. По его словам, на самом деле, сейчас стоит сказать, что не изменилось. Оно не могло измениться. Осталось слишком мало направлений. Есть те, кто по-прежнему воздерживается от путешествий. Особенно, те, кто привыкли к восточной Азии, те, кто летал на Мальдивы – продолжили летать на Мальдивы, те, кто летал в Эмираты – продолжили летать в Эмираты. Изменился срок проживания, который, как правило, да, стал меньше и зачастую не превышает десяти дней.