Если в 2000-х мы наблюдали бум стартапов, то безусловный тренд 2010-2020-х и будущего – это создание экосистем. По этому пути пошли и российские компании. Две самые крупные из них – «Сбер» и «Яндекс» – стали главными ньюсмейкерами сентября. Они уже не просто банк и поисковик. Они строят многопрофильный бизнес и формируют вокруг себя целые экосистемы, чтобы удовлетворить максимально возможный объем потребностей людей. Как будут развиваться бизнес-экосистемы в России и в мире, во что перерастет конкурентная борьба «Сбера» и «Яндекса», как это отразится на конечных потребителях – ответы на эти и другие вопросы обсудили эксперты «АТОН» и бизнес-школы СКОЛКОВО. Ниже ключевые моменты онлайн-дискуссии.
Путаница с экосистемами начинается с вопроса о том, что они из себя представляют и чем отличаются от других форм организации. Это сложная система взаимосвязанных игроков, которые производят или предоставляют товары и услуги. Вместе они дают потребителям комплексное решение, удовлетворяющее ряд их потребностей. В центре каждой экосистемы есть ядро – компания, которая несет ответственность за все и задает вектор развития. Но каждый отдельный сегмент системы, каждая компания, которая находится внутри нее, может развиваться вне зависимости от других. Соответственно, если вдруг одно из направлений деятельности экосистемы не показывает успешных результатов или сталкивается с трудностями, то это никак не отражается на деятельности других ее сегментов.
Экосистема – это не вопрос структуры организации бизнеса, как это происходит в холдингах и группах компаний, это нечто более экономическое, что может с разных сторон в рамках одной структуры покрыть множество разных потребностей людей – от финансов до, к примеру, медицины или образования и развлечений.
Наблюдения Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики «Сколково-РЭШ» показывают, что есть три основные модели развития экосистем в мире:
-
американо-китайская, когда ядром является технологический гигант, например, FAGMA (Facebook, Amazon, Microsoft, Google, Apple) в США и BAT (Baidu, Alibaba, Tencent) в Китае;
-
европейская, в центре которой стоит сразу три игрока – клиенты, стартапы и финансовые регуляторы;
-
российская, ключевыми компаниями которой являются традиционные финансовые посредники – банки, которые начинают расширять свои компетенции и предоставлять все большее количество разных сервисов.
Американо-китайская модель хороша тем, что технологические компании, стоящие в ее главе, успешно работают с большими объемами пользовательских данных и аналитикой и уже имеют обширные данные для таргетинга. У них есть большие средства и ресурсы для инноваций и риска, а также большая и уже лояльная аудитория, которую они с каждым своим «расширением» радуют новыми сервисами и услугами в рамках своей экосистемы.
Российские экосистемы, напротив, формируются вокруг финансовых услуг. В центре стоит банк, который стремится предоставить клиенту наилучший «бесшовный» опыт услуг на рынке. Его потенциал цифровой трансформации и интеграции в другие сервисы один из самых больших, если мы сравним с тем, что происходит в США или Китае. Традиционные посредники адаптируются под цифровые вызовы и возможности, расширяя спектр услуг вне финансовых предложений. Единственная сложность у российских экосистем возникает с позиционированием на локальном рынке, потому что клиентам трудно пока свыкнуться с мыслью о том, что это не просто банки, а уже нечто большее. «Сберу» и банку «Тинькофф» потребуется еще много времени для того, чтобы их перестали ассоциировать с финансовыми гигантами и стали воспринимать как технологические экосистемы.
«Сбер» уже давно не просто один лишь банк: его экосистема покрывает 20 разных индустрий, мы найдем в ней и транспорт, и ритейл, и медицину, и много других направлений. Инвестиции в эту систему по состоянию на конец 2019 года составили порядка 125 млрд руб., из них большая часть – 108 млрд руб. – это сделки слияния и поглощения. «Сбер» объединяет вокруг себя десятки технологических компаний, которые растут за счет силы и бренда банка и становятся значимыми игроками на рынке. Пока инвесторы еще не оценивают «Сбер» как технологическую компанию, ее доходы сильно зависят от экономических циклов и ставок. Но ситуация может измениться через 3-5 лет, когда его экосистема начнет приносить в общую кассу существенные доходы.
Конкурентным ответом на то, что пытается построить в России «Сбер», является слияние «Яндекса» и «Тинькофф Банка». Пока что эти две компании работают в небольшом разграничении друг от друга, где «Яндекс» связан с нефинансовыми сервисами, а «Тинькофф» – с финансовыми, но сам факт будущей сделки – это больше, чем просто покупка и слияние, это начало создания большой экосистемы сервисов. В центре – поисковик. В настоящее время он приносит больше всего выручки и формирует финансовую подушку всей компании. Но мы видим, что другие направления деятельности «Яндекса», такие как медиа, e-commerce, логистика, фудтех, растут большими темпами, и вероятно, в будущем смогут стать тяжеловесами в общей инфраструктуре.
Потенциальное приобретение «Тинькофф банка» «Яндексом» означает то, что российский технологический гигант сдвигается на новую для себя территорию – банковскую. Интернет и банки – это две разные культуры, у них разная степень ответственности и регуляторики. Инвесторов может волновать вопрос, как интернет-компания будет входить на новый для себя рынок и приспосабливаться к нему, но нужно понимать, что «Яндекс» собирается включить в свою экосистему уже готовый и сформированный банк. В этом заключается сила сделки для всей объединенной системы «Яндекса».
Что даст сделка между «Яндексом» и «Тинькофф банком»?
-
расширение клиентской базы: новые возможности перекрестных продаж и расширения каналов привлечения клиентов (более 9 млн пользователей у «Тинькофф банка» и более 70 млн – у «Яндекса»);
-
привлечение лучшей финтех-команды на рынке;
-
синергия инноваций: опыт построения бизнеса вокруг экосистем есть у сторон сделки, но в разных вертикалях IT-индустрии;
-
замыкание платежной системы в рамках интернет-экосистемы повышает эффективность работы всех вертикалей бизнеса.
Мы видим, что объединенная компания может удвоить прибыль за счет сочетания двух бизнесов. Это очень положительное событие для «Яндекса» и для всего рынка, которое задает темп и направление, по которому будут двигаться другие экосистемы.
Что будет дальше?
Пускай российские компании только становятся на путь формирования экосистем, но уже сейчас экспертам из бизнес-школы СКОЛКОВО понятно, как будет развиваться этот тренд в ближайшие годы. По их мнению, экосистемы будут масштабироваться, стирать границы и стремиться предоставлять целостные, интегрированные, бесшовные решения своим клиентам. Ключевым фокусом многих экосистем станут клиентские B2C-сервисы, но B2B-сегмент генерирует для них большую часть выручки и активности, о чем свидетельствует опыт Amazon и Google. И у «Сбера», и у «Яндекса» есть все возможности для того, чтобы построить большие и крепкие бизнес-империи. Как будет разворачиваться конкуренция между компаниями, мы увидим уже в ближайшем будущем.