3D-печать – одна из современных аддитивных технологий производства. Вещи и детали буквально создаются слой за слоем, тогда как по классической схеме их нужно выплавлять или вырезать с помощью форм.
Аддитивные технологии включают в себя печать и литьё (выжигание, выплавление модели). Они используют различные сложные пластики, керамику, металлы, гипс и биоматериалы.
В зависимости от материалов, размеров детали и точности используют различные технологии. Знакомая всем 3D печать называется «послойным наплавлением» и использует филамент – особый пластик. Это дешёвая и быстрая технология, которая применяется в основном для создания моделей и прототипов.
Более дорогие и сложные технологии могут создавать из пластиков точные и прочные детали или готовую продукцию. Для этого используют фотополимеры и другие пластики.
Чтобы печатать из металлов, применяют порошковые сплавы – стандартные и уникальные. С их помощью можно создавать миниатюрные и сложные объекты. А с помощью гипса печатают разноцветные модели, в основном для декоративных целей.
В целом 3D печать очень перспективна, с ее помощью можно создавать почти любые детали – от автозапчастей до органов человека. В разгар пандемии, например, средства защиты для медиков и части ИВЛ для больных нередко производили именно таким способом.
Основные сегменты рынка 3D печати – автомобильная промышленность, аэрокосмический сектор, потребительские товары и электроника, медицина. По данным Statista, автомобильный и производственный секторы стали самыми прибыльными. Но пока в основном компании 3D печати не работают как конвейеры, а предоставляют услуги: создание деталей, внедрение технологий, сопровождение и поддержка. И доля рынка по производству техники для 3D печати пока не сильно развит, оценили в Acumen Research.
Такое производство сокращает цепочки поставок, снижает затраты, время производства и объем отходов. Также производство становится более гибким и может реагировать на скачки спроса, нарушения поставок и нехватку рабочих. В кризис мировых цепочек поставок 2020 года проявились недостатки традиционного производства, что может ускорить использование технологий 3D печати.
А еще предприятия могут держать меньше запасов: при необходимости они «напечатают» себе ещё, если не будет поставки. Это сокращает площади складов. Можно даже размещать принтеры ближе к покупателям, чтобы сокращать время и стоимость доставки. При этом компании меньше зависят от поставщиков.
Наконец, можно создать ровно столько деталей, сколько нужно, даже одну. А ведь классическая производственная линия часто предполагает минимальный объем для работы. Поэтому «принтеры» часто используют для прототипов и НИОКР: так легче и дешевле экспериментировать.
В ARK Invest считают, что развитию аддитивных технологий помогают кризисы: 2000, 2008, 2020 гг., потому что возникают проблемы в поставках, особенно международных. Компании задумываются о зависимости и хотят иметь собственное производство. Особенно остро вопрос встал в разгар торговой войны США и Китая, а усугубила ситуацию пандемия.
ARK прогнозируют, что рынок 3D печати вырастет с $16 млрд в 2020 году до $1,1 трлн в 2030 году. А по данным Statista, мировой рынок вырастет втрое с 2020 по 2026 год.
Неквалифицированным инвесторам доступны несколько акций компаний, напрямую работающих на рынке 3D печати.
Это одна из крупнейших компаний, занимает 28,4% рынка, по данным Industry Data Analytics. 3D Systems разрабатывает ПО, оборудование и материалы, печатает под заказ. Компания ориентирована на здравоохранение и промышленность. Ее стратегия — уход от услуг по установке и поддержке систем для клиентов, концентрация на разработках.
Основная деятельность – создание прототипов и производственных деталей на заказ, в основном для медицины/здравоохранения и электроники.
Компания разрабатывает и продаёт системы 3D печати из металла и углеволокна, разрабатывает собственные материалы. С 2021 года создаёт биоволокна.
По финансовым показателям выглядит интереснее Proto Labs: ее выручка стабильно увеличивается, в отличие от 3D Systems. И это важно для компании роста на инновационном рынке. Также Proto Labs прибыльная, хотя чистая маржа снизилась вдвое за 5 лет. Но это можно обосновать развитием и расходами на расширение. При этом долговая нагрузка всего 11% от объема активов.
Не является инвестиционной рекомендацией.
Аналитик Алексей Спешилов, редактор Никита Марычев