InvestFuture

Налоговый контроль

Просмотры: 571
Оцените материал:
(оценок: 26, среднее: 4.46 из 5)

Налоговый контроль

специализированный контроль со стороны государственных органов за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчислений, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей юридическими и физическими лицами.

Терминологический словарь: финансы, денежное обращение и кредит

Налоговый контроль

контроль, осуществляемый должностными лицами налоговых органов посредством учета налогоплательщиков и объектов, подлежащих налогообложению, налоговых проверок, опроса налогоплательщиков и других лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, где могут находиться объекты, подлежащие налогообложению или используемые для извлечения дохода (прибыли).

Большой бухгалтерский словарь

Налоговый контроль

осуществляемые от имени государства налоговыми органами проверка и постоянное наблюдение в целях проверки за соответствием деятельности субъекта налогообложения тем предписаниям, которые установлены действующим налоговым. Н.к. проводится должностными лицами налоговых органов в пределах их компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом. Результатами Н.к. могут быть представление обязательных указаний подконтрольным субъектам об устранении вскрытых нарушений: постановка перед правоохранительными органами вопроса о привлечении к ответственности виновных в обнаруженных нарушениях лиц; непосредственное применение мер государственного принуждения.

Глобальная экономика. Энциклопедия

Налоговый контроль

система обязательных процедур, регламентируемых гл. 14 (ст. 82—105) НК, проводимых должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции. Налоговый контроль осуществляется посредством:

— налоговых проверок;

— получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;

— проверки данных учета и отчетности;

— осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);

— в других формах, предусмотренных НК.

Таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов в пределах своей компетенции осуществляют налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, предусмотренном НК. При этом таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные для налоговых органов. Налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов и органы налоговой полиции в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах (налоговых правонарушениях) и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач. Вопросы взаимодействия налоговых органов и федеральных органов налоговой полиции при осуществлении налогового контроля раскрываются в письме МНС и ФСНП РФ от 5, 10 октября 1999 г. № АС-6-16/784, АА-3107. При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции РФ, НК, федеральных законов, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну. В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол. Не могут допрашиваться в качестве свидетеля:

1) лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;

2) лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.

Физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. Показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа — и в других случаях. Перед получением показаний должностное лицо налогового органа предупреждает свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля. В необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе могут быть привлечены эксперт (экспертиза), специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, не заинтересованный в исходе дела, переводчик, а в случаях, предусмотренных НК, вызываются понятые. В соответствии со ст. 103 НК при проведении налогового контроля не допускается причинение неправомерного вреда налогоплательщику, плательщику сбора, налоговому агенту или их представителям либо имуществу, находящемуся в их владении, пользовании или распоряжении. Убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении налогового контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход). За причинение убытков налогоплательщику, налоговому агенту или их представителям в результате совершения неправомерных действий налоговые органы и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную федеральными законами. Убытки, причиненные налогоплательщику, налоговому агенту или их представителям правомерными действиями должностных лиц налоговых органов, возмещению не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Издержки, связанные с осуществлением налогового контроля, состоят из сумм, выплачиваемых свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым налоговыми органами, а также судебных издержек (ст. 130, 131 НК).

Энциклопедия российского и международного налогообложения

Налоговый контроль

англ. tax control) – контроль за правильностью уплаты налогов и сборов юридическими и физическими лицами. Н.к. понимается как проверка соблюдения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, выявление налоговых правонарушений, установление причин неполной уплаты причитающихся платежей или полного ухода от уплаты налогов, а также как обеспечение поступления налоговых платежей в бюджет всех уровней. Порядок осуществления Н.к. регламентирован Налоговым кодексом РФ (часть первая), в к-ром определены его формы, порядок учета налогоплательщиков, постановки их на учет, переучета и снятия с учета, обязанности банка, связанные с учетом налогоплательщиков, обязанности органов, осуществляющих регистрацию организаций, индивидуальных предпринимателей и физич. лиц. Налоговым кодексом определены права, обязанности и ответственность налоговых органов за свои действия, а также полномочия и ответственность таможенных органов и органов службы налоговой полиции. Необходимость осуществления Н.к. объясняется рядом причин: значительным недополучением налогов и сборов в государственный бюджет в результате налоговой недисциплинированности нек-рой части налогоплательщиков; несовершенством и нестабильностью самого налогового законодательства и нормативных документов, следствием чего является внесение большого кол-ва изменений, дополнений, отмена отдельных положений; нечеткими формулировками и противоречиями в нек-рых нормативных документах, дающими основание двойственного толкования вопроса об уплате налога, и позволяющими отд. налогоплательщикам уйти от уплаты налога или уменьшить его размер; несогласованностью в ряде случаев нормативных актов по налогообложению и положений по бухгалтерскому учету; недостаточной подготовкой руководителей и главных бухгалтеров организаций, в частности малых предприятий, в области налогообложения; преднамеренным уходом от уплаты налогов или занижением их суммы. Наиболее эффективная форма Н.к. – налоговые проверки соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления налогов и сборов, полноты и своевременности внесения их в бюджет, обоснованности применения льгот. В зависимости от характера и способов проведения они подразделяются на камеральные и выездные. Камеральная налоговая проверка производится в отношении всех налогоплательщиков по месту нахождения налогового органа на основе бухгалтерской отчетности, налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Цель камеральной проверки – определение полноты представленного отчета, правильности заполнения всех форм отчетности, правильности составления расчетов (деклараций) по налогам, обоснованности применения ставок налогов и использования налоговых льгот, своевременности уплаты налогов, а также проверка логической связи между отд. формами отчетности. При ее проведении осн. внимание уделяется арифметическим расчетам по проверке правильности определения налоговой базы и суммы налога. Камеральные проверки обычно проводятся отделом камеральных проверок налоговой инспекции. Проверка может осуществляться в течение 3 мес. со дня представления налогоплательщиком налоговой отчетности, если законодательством о налогах и сборах не установлены иные сроки. Конкретные приемы и способы проведения камеральных проверок определяются самими налоговыми органами, исходя из первоочередных задач обеспечения более полного сбора налогов и сборов, накопленного опыта контрольной работы и наличия квалифицир. кадров. На основе результатов ежеквартально проводимых камеральных проверок в налоговом органе создается информационный банк данных о финансово-хоз. деятельности орг-ций, используемый при составлении плана проведения выездных налоговых проверок. Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа, как правило, в соответствии с годовым планом работы налоговой инспекции и квартальными графиками проверок. В случае необходимости она может проводиться вне установленного графика (реорганизация или ликвидация организации-налогоплательщика, получение информации о грубых нарушениях налогового законодательства). Выездная налоговая проверка проводится, как правило, в месте нахождения налогоплательщика с использованием для проверки всей необходимой бухгалтерской и иной документации в целях уточнения данных отчетов и расчетов о налогах, представленных в налоговую инспекцию. Налоговой проверкой могут быть охвачены только 3 календарных года. Необходимым условием рациональной организации контрольной работы налоговых органов является правильный выбор объектов для проведения выездной налоговой проверки в целях соблюдения налогового законодательства, а также предпроверочный анализ всего массива имеющейся информации о налогоплательщике с целью определения стратегии предстоящей проверки. Для сокращения расходов на выездные проверки и повышения финансовой и правовой отдачи от них налоговые службы применяют разл. методики отбора налогоплательщиков для проверок. Так, Федеральное налоговое управление США и Государственная налоговая служба Канады разработали специальные программы, в рамках к-рых проводится анализ случайным образом отобранных деклараций с привлечением информации от внешних источников (сопоставление данных, полученных при проверке партнеров налогоплательщика, со сведениями, содержащимися о нем в базах данных административных органов по регистрации автомобилей, разрешений на строительство, сделок с недвижимостью, лицензий на ведение коммерч. деятельности, а также в базах данных страховых фирм, банков и т.п.; «сигналы» об отд. налогоплательщиках, поступающие от соседей, недоброжелателей и пр.; рекламные объявления в СМИ и т.д.). Разрабатываются методы интеллектуального анализа данных для отбора налогоплательщиков с использованием экспертных систем, нейронных сетей, регрессионного анализа. Примерно половина выездных налоговых проверок в США по налогам на доходы физич. лиц и корпораций основана на использовании этих методов. Первоочередной проверке подвергаются организации, к-рые, по имеющимся в налоговой инспекции данным, наиболее вероятно являются нарушителями налогового законодательства, а также организации, работающие в течение длит. времени с убытком или получающие чрезмерно большую прибыль. Виды выездной налоговой проверки в зависимости от степени охвата ими вопросов финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика: комплексная (в ее ходе охватываются все сферы финансово-хоз. деятельности организации, как правило, по всем видам налогов, ревизуются все счета организации, играющие роль в формировании налоговых обязательств, за разл. отчетные периоды); тематическая (охватывает отд. сферы финансово-хоз. деятельности организации, вопросы правильности исчисления отд. видов налогов и др. обязат. платежей); экспресс-проверка (проводится по одному или нескольким аспектам деятельности организации. Инспектор может ограничиться лишь проведением «теста на достоверность» системы бух. учета налогоплательщика. При получении положительного результата по данному тесту дальнейшая проверка налогоплательщика может не проводиться).

Финансово-кредитный энциклопедический словарь