InvestFuture

РАСХОДЫ БЮДЖЕТА НА ОБСЛУЖИВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА

Просмотры: 2354
Оцените материал:
(оценок: 29, среднее: 4.69 из 5)

РАСХОДЫ БЮДЖЕТА НА ОБСЛУЖИВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА

денежные средства, выделяемые на затраты по размещению долговых обязательств РФ и субъектов РФ, муниципальных образований, выплате процентов по долгу и погашению основной суммы задолженности. Осуществляются соответственно за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов). Функции по обслуживанию долга выполняет Центральный банк России и др. специализированные финансовые институты; они работают на основе специальных соглашений, заключаемых с эмитентами государственных (муниципальных) ценных бумаг. Оплата услуг агентов по размещению гос. (муниципальных) долговых обязательств включается в расходы по обслуживанию гос. (муницип.) долга в пределах норм, утверждаемых органом исполнительной власти соответств. уровня. Расходы по выплате процентов состоят из процентных платежей по государственному (муниципальному) внутреннему долгу и государственному внешнему долгу. Первые включают: проценты по займам, предоставленным Центральным банком РФ; проценты по прочим займам Российской Федерации, полученным внутри страны (ГКО, ОФЗ-ПК, ОФЗ-ПД, ОГНЗ, ОФЗФК и др.); проценты Центральному банку России по векселям; проценты по ценным бумагам субъектов РФ; проценты по муниципальным ценным бумагам; и др. Вторые – проценты по кредитам, полученным Российской Федерацией от правительств иностр. гос-в (включая платежи в погашение процентов по внешнему долгу быв. СССР); проценты по кредитам, полученным Россией от иностр. коммерч. банков и фирм, а также междунар. финанс. орг-ций; проценты по внутреннему валютному долгу; проценты по государственному внешнему долгу субъектов РФ, получивших кредиты от междунар. финанс. орг-ций и иностр. коммерч. банков. В расходы на обслуживание гос. (муницип.) долга закладывается резерв на исполнение обязательств по гос. (муницип.) гарантиям. Погашение основной суммы задолженности отражается в источниках финансирования дефицитов бюджетов. В наст. время расходы на обслуживание государственного долга являются самой большой статьей расходов федерального бюджета России: только на выплату процентов по внутреннему и внешнему долгу в 2001 предстояло израсходовать 239,8 млрд р., или 20% к общему объему бюджетных расходов; а с учетом средств, направляемых на погашение основной суммы задолженности только по государственному внутреннему долгу (102,9 млрд р.), расходы достигают уровня 28,7%. Колоссальные суммы данной группы бюджетных расходов – следствие того, что в России к 1996 сформировался долговой тип экономики, при к-ром долги постоянно увеличивались, а суммы, расходуемые на обслуживание внутреннего и внешнего гос. долга, по размеру приблизились к величине новых заимствований. Для предотвращения дальнейшего разбухания государственного долга в российском законодательстве конца 90-х годов было введено лимитирование долга определ. пределами, устанавливаемыми в абс. величинах; причем в Бюджетном кодексе РФ эти ограничения были ужесточены. Проблема обслуживания и погашения долга, накопленного Россией на всех уровнях бюджетной системы, заняла одно из центральных мест в экономич. и политич. жизни страны. Она же обусловила и те задачи, к-рые сегодня ждут своего решения. К ним относятся: установление величины внутреннего и внешнего долга на таком уровне, который обеспечивал бы финансовую безопасность страны и одновременно позволял всем уровням власти выполнять взятые на себя долговые обязательства без значительного ущерба финансированию программ социально-экономич. развития; минимизации стоимости долга на основе удлинения срока заимствований, снижения доходности по государственным и муницип. ценным бумагам, более полного использования возможностей заимствования на разных финансовых рынках; сохранение за российским государством репутации первоклассного заемщика на основе своевременного и полного выполнения финансовых обязательств перед инвесторами; обеспечение эффективного и целевого использования заемных средств; диверсификация долговых обязательств по срокам заимствований, уровню доходности, срокам выплаты доходов и т.п.; координация действий федеральных, региональных и муницип. органов на рынке гос. и муницип. ценных бумаг. Выполнение перечисленных задач зависит от принятия обоснованных решений в процессе управления долгом, для чего должен осуществляться анализ объема и структуры долга, что позволит постепенно снизить расходы бюджета на его обслуживание.

Финансово-кредитный энциклопедический словарь