InvestFuture

S&P отвечает на 10 популярных вопросов инвесторов

Прочитали: 337

Рейтинговое агентство Standard & Poor's отвечает на десять наиболее часто задаваемых вопросов, касающихся перспектив развития суверенного долгового рынка стран еврозоны.

По мнению экспертов агентства, на сегодня наблюдаются отдельные признаки того, что страны еврозоны начинают преодолевать экономический кризис, влиявший на состояние их экономик в последние несколько лет.

S&P "Судя по всему, рост экспорта влечет за собой более быстрое, чем мы ожидали, восстановление экономик стран-должников. Мы считаем, что в этом году страны — участницы специальных программ поддержки, такие как Ирландия и Португалия, могут значительно увеличить размер средств, привлекаемых на рынке капитала. Вместе с тем мы оцениваем риски реализации этих ожиданий как высокие, в связи с чем наш прогноз изменения суверенных рейтингов семи стран еврозоны остается негативным".

1. Если Испания получит полный пакет финансовой помощи Европейского стабилизационного механизма (ESM), будет ли понижен суверенный рейтинг этой страны?

Наши критерии присвоения рейтингов не предусматривают обязательного понижения текущего рейтинга "BBB-" в случае "негативного" прогноза по этому рейтингу. Например, несмотря на то что Ирландия пользуется финансовой поддержкой Европейского фонда финансовой стабильности начиная с 2011 г., мы поддерживаем рейтинг этой страны на уровне "BBB+", что на три ступени выше нижнего порога инвестиционной категории.

Мы считаем, что условия, которые могут быть предложены Испании в случае предоставления полного пакета финансовой поддержки, могут увеличить шансы успешной реализации амбициозных и сложных в политическом отношении фискальных и экономических реформ.

2. Когда будет присвоен рейтинг Европейскому стабилизационному механизму?

Мы не получали запросов о присвоении рейтингов ESM. Наша политика не предусматривает присвоение рейтингов, основанное только на открытой информации (unsolicited ratings), таким организациям, как ESM. Вместе с тем мы продолжаем публиковать рейтинг организации, которая была предшественницей ESM, — Европейского фонда финансовой стабильности (EFSF) с учетом структуры гарантий его акционеров — стран еврозоны.

3. Почему прогноз по рейтингам Ирландии был пересмотрен с "Негативного" на "Стабильный"?

Мы считаем, что обмен краткосрочных векселей, предоставленных Правительством Ирландии Irish Bank Resolution Corporation (IBRC), на долгосрочные государственные облигации в феврале 2013 г. сократит затраты на обслуживание долга и снизит риск рефинансирования.

Мы уверены, что успешно проведенный обмен ценных бумаг повысит вероятность возврата Ирландии на рынок частного финансирования и, соответственно, успешного выхода Ирландии из программы финансовой поддержки ЕС/МВФ в конце 2013 г.

Прогноз "Стабильный" по рейтингам Ирландии отражает наше мнение о прогрессе этой страны на пути восстановления сбалансированности экономики и фискальной консолидации, с одной стороны, и рисках нестабильности финансового сектора и высокого уровня долга — с другой, а также наше мнение о неопределенных перспективах роста экономики Ирландии.

4. Почему Служба кредитных рейтингов Standard & Poor’s недавно подтвердила "Негативный" прогноз по рейтингам Португалии, несмотря на успешное возвращение страны на рынки коммерческого долга?

По нашему мнению, после 2010 г. Португалия (BB/Негативный/B) действительно многого добилась, в частности улучшила свою фискальную позицию более чем на 5% ВВП (без учета разовых статей) — в основном за счет сокращения расходов.

Высокие показатели экспорта и сокращение объемов импорта позволили сократить дефицит счета текущих операций: с 10% ВВП в среднем в 2000-2010 гг. до небольшого профицита в 2013 г. (согласно нашему прогнозу). Столь быстрое улучшение баланса счета текущих операций Португалии стало возможным благодаря высоким показателям экспорта, а также реализации программы структурных реформ и значительному падению объемов импорта в связи со слабым спросом на внутреннем рынке.

Однако основным фактором, негативно влияющим на рейтинги Португалии, мы по-прежнему считаем значительный чистый внешний долг как государственного, так и частного сектора (в процентах от поступлений по счету текущих операций), который остается одним из самых высоких среди стран, имеющих рейтинги Standard & Poor’s.

Мы можем пересмотреть прогноз по рейтингам Португалии на "Стабильный" в случае положительных результатов фискальной консолидации и восстановления экономики этой страны, поддержанных решениями Конституционного суда и не приводящих к фискальному разрыву.

5. Насколько значительное влияние на суверенные рейтинги Франции оказывают недавно объявленные меры по регулированию рынка труда в этой стране?

Согласно данным Еврокомиссии (осень 2012 г.), в 1997-2007 гг. стоимость рабочей силы на единицу продукции во Франции ежегодно росла примерно на 1,5% быстрее, чем в Германии. Даже после начала глобального финансового кризиса в 2008 г. заработная плата в целом по экономике росла быстрее, чем производительность труда. Данные Еврокомиссии также показывают, что торговый баланс Франции, который был сбалансированным в первые годы членства страны в Евросоюзе, обернулся дефицитом, превышающим 3% ВВП, начиная с 2011 г. Для сравнения: за указанный период торговый баланс еврозоны в целом остался практически неизменным.

С началом кризиса снижение относительной конкурентоспособности Франции стало намного более заметным на фоне снижения стоимости рабочей силы на единицу продукции в Испании и в других периферийных странах еврозоны. В то же время несоответствие между уровнем заработной платы и производительностью труда во Франции сократило валовую добавленную стоимость экономики страны, оказав негативное влияние на уровень прибыли предприятий, рост ВВП и спрос на трудовые ресурсы.

Соответственно, мы считаем, что впервые за много лет меры, направленные на увеличение конкурентоспособности французских компаний, занимают первое место на политической повестке дня. Правительственный доклад по экономическим реформам Луи Галлуа, опубликованный в ноябре 2012 г., предлагает возможный путь выхода из создавшейся ситуации. Правительство приняло решение реализовать некоторые из мер, предложенных в докладе, включая освобождение компаний от налога на оплату труда. В январе 2013 г. правительство также объявило о реформе рынка труда, которую мы оцениваем как достаточно важную: она предоставляет работодателям возможность сокращать рабочее время и заработную плату служащих в период экономического спада в обмен на гарантии сохранения занятости.

23 ноября 2012 г. мы подтвердили рейтинг Франции на уровне AA+, а также "Негативный" прогноз по этому рейтингу. В то же время мы отмечаем, что прогноз может быть пересмотрен на "Стабильный" в случае сокращения дефицита бюджета расширенного правительства и стабилизации долга государственного сектора в ближайшие два-три года. Существенные структурные реформы, способные привести к повышению конкурентоспособности экономики и поддержанию темпов ее роста, могут, в свою очередь, также стабилизировать рейтинги.

6. Какое влияние на суверенный рейтинг Италии оказывают проводимые в стране всеобщие выборы?

Мы считаем, что история слабых и фрагментированных коалиций в Правительстве Италии частично объясняет высокий уровень государственного долга, который по состоянию на конец 2012 г. оценивался в 127% ВВП. Вместе с тем (и частично благодаря наблюдаемому в настоящее время первичному профициту бюджета) мы считаем, что основным кредитным риском для Италии является снижение экономического роста, а не бюджетные показатели. Мы полагаем, что после выборов 25 февраля может измениться отношение Правительства Италии к важным структурным реформам, призванным поддерживать темпы роста экономики страны.

Несмотря на реформы технократического правительства Марио Монти, проведенные в прошлом году, мы видим, что перспективы роста итальянской экономики сдерживаются недостаточной гибкостью рынка труда, особыми преимуществами сектора услуг и значительным налоговым бременем на предприятия и занятых в них рабочих и служащих.

"Негативный" прогноз изменения суверенного рейтинга Италии (BBB+) отражает наше мнение о весьма значительных рисках, связанных с проведением реформ, перспективами развития экономики в целом и планами по сокращению долга.

7. В 2012 г. Греция дважды пережила дефолт. Сможет ли она избежать третьего дефолта?

Мы присваиваем долгу Правительства Греции рейтинг на уровне B- со "Стабильным" прогнозом, поскольку отнюдь не считаем третий дефолт страны неизбежным. Кредитоспособность Греции может постепенно улучшиться благодаря продолжающейся поддержке со стороны партнеров по еврозоне, усовершенствованию системы налогового администрирования, приватизации государственных активов и либерализации сферы "защищенных профессий", что мы считаем необходимыми условиями поддержания роста экономики.

8. Окажется ли Кипр в дефолте? Какие последствия будет иметь дефолт Кипра для стран еврозоны?

Кипру присвоен суверенный кредитный рейтинг CCC+ с "Негативным" прогнозом. Возможности получения правительством финансирования значительно сократились, а страны еврозоны не спешат разделить бремя кризиса банковского сектора Кипра, поэтому мы оцениваем риск дефолта по суверенному долгу как значительный и увеличивающийся. Существует вероятность — причем не менее 25%, что мы понизим суверенный рейтинг Кипра в 2013 г., например, если официальная финансовая помощь от ESM и/или МВФ не будет получена. Мы также можем понизить рейтинги, если сочтем, что правительство не сможет выполнить условия предоставления официальной финансовой поддержки.

9. Как вы можете прокомментировать присвоение Германии рейтинга ААА, учитывая рост условных обязательств в связи с различными механизмами поддержки стран еврозоны?

Прогноз изменения по рейтингу ААА, присвоенному Германии, — "Стабильный", что отражает нашу оценку низкой вероятности понижения рейтингов в ближайшие два года. Рейтинг Германии основан на нашем мнении о мощной, современной, высоко диверсифицированной и конкурентной экономике, традиционно взвешенной экономической и бюджетной политике и способности абсорбировать крупномасштабные стрессовые ситуации в экономике.

10. Какова вероятность того, что одна или несколько стран-участниц выйдут из еврозоны в ближайшем будущем?

На пике кризиса мы считали, что существует около 30% вероятности того, что Греция покинет еврозону, несмотря на нашу оценку негативных социальных, политических и экономических последствий такого решения для этой страны. Предпринятые с тех пор инициативы, по нашему мнению, уменьшили вероятность выхода Греции из Европейского валютного союза.

Пересмотренная оценка соответствует нашему текущему уровню рейтинга Греции («B-»). Обычно суверенный рейтинг на уровне «B» соответствует вероятности дефолта в 12% через пять лет и 29% через 10 лет. Мы полагаем, что вероятность выхода из Евросоюза не превышает историческую вероятность дефолта. Кроме того, выход из еврозоны после тяжелых испытаний, которые выпали на долю этой страны в ходе реализации мер жесткой экономии, менее вероятен, чем летом 2012 г.

По нашему мнению, причин для выхода из еврозоны и возврата к национальной валюте у других стран — участниц Евросоюза еще меньше. Мы не ожидаем каких-либо политических инициатив, которые могут привести к радикальным, по нашему мнению, изменениям.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
S amp;P отвечает на 10

Поделитесь с друзьями: