InvestFuture

Греция 2021: что ждет страну через 10 лет?

Прочитали: 24

Проект “Следующие 10 лет Греции” - это попытка аналитиков McKinsey определить новую модель роста и стратегию экономического развития Греции, основанную на принципах конкурентоспособности, производительности, отличительных особенностей страны, стимулирования инвестиций, а также перспектив дальнейшего развития рынка труда. Фактически данная работа представляет собой новую модель национального роста Греции на декаду вперед, расставляя акценты на перспективных секторах и подсекторах греческого государства с учетом специфики рынка и его участников. Отчет McKinsey - это попытка усвоить уроки кризиса, ставшего сильнейшим в истории Греции.

В ходе работы удалось сформировать модель развития, которая обеспечит Грецию существенным ростом занятости, увеличением производственной активности и развитием экономики. По подсчетам организации, за следующие 10 лет греческие власти могут создать 520 тыс. рабочих мест и увеличить валовую добавочную стоимость экономики на 49 млрд евро. В результате ВВП Греции за этот период имеет все шансы увеличиться на 55 млрд евро. Для этого требуется грамотно и эффективно развивать крупнейшие производственные сектора экономики, а также приложить максимум усилий для стимулирования роста еще восьми подсекторов, которые получили общее название “восходящие звезды”. Расчеты показали, что если рост большинства секторов будет составлять порядка 1,5% ежегодно, то "восходящие звезды" будут расти на 3% в год, то есть в два раза активнее.

Немного истории

До того как южная страна погрузилась в нынешний экономический кризис, Греция была самым настоящим чемпионом по темпам экономического роста. Фактически экономика Греции в скорости развития опережала большинство остальных европейских государств и даже США. Особенно сильный рост греческой экономики начался после того, как Греция присоединилась к валютному соглашению, приняв евро в 2002 г. Однако секрет такого экономического чуда заключался в том, что практически весь рост был результатом активных трат как самого государства, так и населения, что стало возможным благодаря низкой стоимости кредитования. Однако, когда стало ясно, что фискальный дефицит превышает 15% от ВВП, Греции пришлось пережить жесточайшую посадку. В период между 2008 и 2010 гг. страна теряла 1,75% своей экономики ежегодно. Все это сопровождалось устойчивым бюджетным дефицитом и срочными кредитами Евросоюза, Европейского центробанка и Международного валютного фонда (МВФ). В результате уровень государственного долга взлетел более чем до 160% к ВВП уже в 2011 г.

Кризис показал, что экономическая модель Греции порочна. Хронический избыток потребления государственного сектора перетек на частный, обнажив главные структурные разрывы в конкурентоспособности и производительности. Растущие расходы частного и государственного секторов в 2000-2008 гг. составляли 97% от ВВП и вылились в проблемы уже внешней торговли - спрос к тому моменту попросту не совпадал с иностранными и внутренними инвестициями в рост предложения. В результате этого, еще до кризиса, общее долговое бремя Греции стало чрезмерно высоким, достигнув 214% ВВП в 2008 г., а госдолг и размер кредитования на потребительском рынке стали наивысшими в Европе, оцениваясь в 111% и 15% ВВП соответственно.

Чрезмерный акцент на потребление и нехватка инвестиций в сравнении с остальной Европой
Общий рост ВВП в 2000-2008 гг. Государственное и частное потребление (в % от прироста ВВП) Инвестиции(в % от прироста ВВП) Чистый экспорт(в % от прироста ВВП)
Греция 89 млрд евро 97% 15% -12%
"Англосаксы" (Великобритания, Ирландия, страны Скандинавии) 628 млрд евро 87% 27% -9:
Западная Европа (Австрия, Германия, Бельгия, Франция, Нидерланды, Люксембург) 1 трлн 170 млрд евро 71% 17% 11%

Несмотря на то, что Греция присоединилась к Европейскому экономическому сообществу еще в 1981 г., страна никогда не стремилась наращивать внешние связи и в полной мере использовать экономические преимущества от членства в подобном экономическом блоке. В действительности только 4% от общего объема образованного в 2000-2008 гг. капитала было обусловлено прямыми иностранными инвестициями. Это ничтожное значение на фоне общего объема инвестиций внутри Европы. Зато частное потребление в Греции составляло почти 20% от ВВП - больше, чем в большинстве остальных европейских государств. Даже в таких экспортно ориентированных секторах, как туризм, большую часть спроса обеспечивали сами греки.

Совокупное валовое образование капитала в 2000-2008 гг.
всего в млрд евро Прямые иностранные инвестиции (в т.ч. M&A) Частные (за вычетом прямых иностранных) Государственные
Греция 365 4% 80% 15%
ЕС 18611 17% 72% 11%

С учетом всех проблем греческой экономики, на сегодняшний день сформировались серьезные сложности с производительностью и конкурентоспособностью. Фактически их можно объяснить пятью различными причинами. Во-первых, это структурные дефекты национальной экономики, которые препятствуют инвестициям и развитию бизнеса. Во-вторых, это чрезмерно разросшийся госсектор, который к тому же малоэффективен. В-третьих, существующие модели использования рабочей силы душат мобильность на рынке труда. В-четвертых, громоздкая законодательная и юридическая система отпугивает инвестиции. В-пятых, во всех сферах греческой экономики широко распространены неформальные отношения.

Греции необходимо выстроить такую среду, которая стала бы привлекательной для бизнеса и привлекла инвесторов как из числа самих греков, так и иностранных партнеров.Тогда будут появляться новые рабочие места, развиваться экономика и постепенно снижаться долговые обязательства. Вместе с тем требуется улучшать производительность и эффективность как в государственном, так и в частном секторах. Этого можно достичь за счет устранения избыточных и устаревших государственных предприятий. В то же время требуется активизировать частный сектор, который создаст возможности для развития бизнеса и привлечения инвестиций. Кроме того, Греции требуется создать культуру гибкого налогового законодательства. Необходимо бороться с налоговыми преступлениями и залатывать дыры в законах. Коррупция на официальных уровнях должна быть побеждена путем максимального сокращения транзакций и связей между частным сектором и государственными организациями. Наконец, Греции требуется новая культура рабочей силы и возможностей для трудящихся.

Чего можно достичь за счет новой модели национального роста?
год ВВП (на душу населения) Объем производства (на душу населения) Отношение уровня потребления (государство+частный сектор) к размеру ВВП Отношение чистого экспорта к ВВП Отношение инвестиций к ВВП
2010 $31 тыс. $35 тыс./час 94% -8,5% 14,5%
2021 $41 тыс. $41-43 тыс./час 75-80% 0-2% 20-23%

Что касается отдельных секторов греческой экономики, то, как показывает анализ пяти главных секторов и восьми “восходящих звезд”, существует потенциал увеличения ежегодных уровней валовой добавочной стоимости к 2021 г. на 49 млрд евро, или на 55 млрд евро в пересчете на уровень ВВП. Также удастся создать приблизительно 520 тыс. новых рабочих мест. Причем самого сильного увеличения удастся достичь в туристической индустрии, которая будет прибавлять по 18 млрд евро добавочной стоимости. На втором месте стоит энергетический сектор, который добавит еще 9 млрд евро, пищевая промышленность и сельское хозяйство дадут экономике еще 6 млрд евро и 5 млрд евро соответственно. Розничные услуги обеспечат еще 4 млрд евро. Что касается “восходящих звезд” (к ним относятся аквакультура, медицинский туризм, производство дженериков и др.), то они будут производить 7 млрд евро ежегодно. Вместе с тем новая модель роста окажет существенное влияние на фискальный и торговый балансы Греции. По расчетам, к 2021 г. положительный эффект, который окажет модель на фискальный баланс, составит 7 млрд евро, а торговый баланс - 16 млрд евро. Ежегодные инвестиции будут увеличиваться на 16 млрд евро к уровням 2010 г.

Валовая добавочная стоимость (в млрд евро к уровню 2010 г.)
Сектор 2010 г. 2016 г. 2021 г.
"Восходящие звезды" 2 5 9
Розница 20 22 24
Сельское хозяйство 8 10 13
Пищепром 13 15 19
Энергетика 13 18 22
Туризм 27 34 45
всего 83 104 132

“Восходящие звезды” заслуживают особого внимания, поскольку могут стать серьезными опорами для экономики в будущем. Из них можно выделить шесть первоочередных и две второстепенные. Пока что все восемь направлений недостаточно велики, однако имеют серьезный потенциал роста. Восемь “звезд” - это производство лекарств-дженериков, аквакультура, медицинский туризм, забота о престарелых, развитие региональной сети грузовых терминалов, управление и утилизация мусора, производство продуктов питания специального назначения, развитие классических образовательных программ. Все они были выбраны из 20 подсекторов, наиболее интересных с точки зрения перспектив развития.

Что касается уже существующих гигантов греческого рынка, то главным останется туризм. Сегодня он обеспечивает 15% греческой экономики. В летний сезон Греция конкурирует с Италией, Испанией, Францией и Турцией по уровню выручки сектора. Большая часть всех инвестиций поступает из Германии и Великобритании. Для дальнейшего развития туризма аналитики дают ряд различных ключевых советов. Греции необходимо изменить коммерческую стратегию туризма, с тем чтобы поддерживать лидирующую роль на европейском рынке, привлекая все больше туристов из развивающихся стран (России и Китая), а также и таких развитых рынков, как США. Также требуется привлекать все больше инвестиций в отрасль, не забывая при этом улучшать качество и уровень транспортного сообщения внутри страны и за ее пределами. В этом вопросе стоит задуматься над лучшим воздушным сообщением с теми странами, откуда планируется привлекать наибольшее количество туристов. В результате спрос на туристические услуги к 2016 г. вырастет с 40,4 млрд евро в 2010 г. до 51,2 млрд евро, а в 2021 г. - до 66 млрд евро.

Вторым “слоном” греческой экономики останется энергетика: сегодня на нее уже приходится 4% валовой добавочной стоимости Греции. Энергетика играет ключевую роль в конкуренции и промышленности на внутреннем рынке. Однако растущее потребление энергии в совокупности с низким уровнем труда и производительности, а также дорожающей стоимостью энергии, привели к осложнениям сектора. Для того чтобы воспользоваться всеми возможностями в будущем, Греции требуется качественно улучшить энергоэффективность. Данное повышение обеспечит положительный эффект. Валовая добавочная стоимость в обрабатывающей промышленности и строительстве до 2021 г. будет расти примерно на 1,5 млрд евро ежегодно. Также требуется наращивать объемы производства энергии. Развитие энергоэффективности с одновременным увеличением выпуска позволит сократить траты на электричество в стране по меньшей мере на 10-15%. Что касается топливного сектора, то здесь ожидается сокращение издержек на 5-10%. Общая оптимизация структуры работы энергетического сектора также является неотъемлемой частью новой модели роста.

Сравнительный уровень потребления энергии (МВт/час на душу населения)
сегмент Греция Португалия Испания Италия Германия
всего 23,3 19,6 25,5 26,3 29,8
в зданиях 6,8 4,1 5,6 8,3 11,7
на транспорте (ГВт/час на 1 транспортное средство) 15,8 14,2 17,8 12,7 14,8
в промышленности (МВт/час/евро) 2,3 2,6 2,4 1,6 1,0

В том случае, если греческие власти выберут новый путь развития энергетики, положительный эффект к 2021 г. в энергетическом секторе позволит увеличить валовую добавочную стоимость приблизительно на 9 млрд евро. Кроме того, произойдут и позитивные изменения в торговом балансе, эффект от которых оценивается еще в 1 млрд евро.

Третьим из пяти крупнейших секторов является промышленность, включая и производство продуктов питания. За последние 20 лет в Греции и ЕС происходила “деиндустриализация”, вследствие которой вклад обрабатывающей промышленности в общий размер валовой добавочной стоимости сократился в ЕС с 21% до 15%, а в Греции - с 13% до 8%. Данный сектор в Греции включает в себя четыре подсектора: производство еды (30% от всей валовой добавочной стоимости и 20% от занятости), тяжелая промышленность (26% и 33% соответственно), напитки (10% добавочной стоимости) и ряд малых по размеру подсекторов (34% добавочной стоимости). Согласно новой модели, Греции предлагается сделать ставку на экспорт своей продукции, а не сохранять нынешнюю внутреннюю направленность. Среди наиболее приоритетных рынков значатся Северная Америка, Великобритания, Германия, Австрия и Балканы. Также следует уделять внимание рынкам Италии, Франции, Бельгии, Скандинавии, России, Австралии и ряду государств Центральной и Восточной Европы. Одновременно с переориентацией на рынок стоит внедрять новые технологии производства, не забывая при этом про увеличение производственных мощностей и повышение эффективности. Наконец, требуется поддерживать доступ к рынку, тем самым поддерживая высокий уровень конкуренции на нем. Учитывая вышеизложенные факторы, в 2021 г. ежегодный вклад промышленности в образование валовой добавочной стоимости составит около 6 млрд евро, позволит создать 120 тыс. рабочих мест и укрепить торговый баланс на 1,2 млрд евро.

Сельское хозяйство также является одним из наиболее значимых секторов греческой экономики, обеспечивая 13% всех рабочих мест, или 500 тыс. человек. Суммарно сельское хозяйство дает Греции 4% всей валовой добавочной стоимости. Однако уровень интеграции с/х страны в общеевропейскую систему остается крайне мал и составляет меньше 2% по сравнению с Италией и Испанией, которые смогли добиться увеличения собственной доли в европейском сельском хозяйстве до 10 и 13% соответственно. В связи с этим предлагается дифференцировать рыночную стратегию Греции, сделав ставку на развитие всего рынка за счет увеличения конкретных нишевых категорий товаров. Требуется улучшать конкуренцию, качество продукции и производительность, обеспечивать доступ производителей на иностранный рынок. В совокупности к 2021 г. ежегодный прирост валовой добавочной стоимости составит 4,5 млрд евро, число рабочих мест увеличится на 140 тыс., а позитивное влияние на торговый баланс составит 2,7 млрд евро.

Наконец, последним, пятым, звеном в цепи успешной стратегии является торговля. Розничная и оптовая торговля дает Греции около 19% всей валовой добавочной стоимости и обеспечивает работой 18% населения страны. Более того, торговля также считается самой динамичной развивающейся отраслью. Однако в ближайшие 10 лет есть возможность еще больше усовершенствовать торговые отношения по ряду ключевых направлений. Одним из них можно назвать изменение операционной модели ведения бизнеса с увеличением использования инновационных технологий и IT-услуг при формировании модели бизнеса. Кроме того, оптовые поставщики товаров в Греции должны работать над увеличением конкурентоспособности по отношению к европейскими компаниям, в частности за счет улучшения менеджмента. Общий уровень конкуренции на всем рынке также требует серьезных изменений с ориентацией на общеевропейское качество. В совокупности к 2012 г. производительность может повыситься на 22%, объем розничных продаж - на 1,5 млрд евро. Торговля привнесет в валовую добавочную стоимость Греции 4 млрд евро, а налоговые сборы повысятся на 0,6 млрд евро.

Игорь Наймушин, по материалам McKinsey & Company

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Греция 2021: что ждет

Поделитесь с друзьями: