InvestFuture

Банковскую чистку оздоровят конкуренцией

Прочитали: 41

Для полноценного оздоровления и активизации кредитной деятельности российского банковского сектора, наряду с прочим, необходимо наращивать конкуренцию. Но пока, в условиях затеянной ЦБ чистки банковских рядов, здесь отмечается усиление монополистических тенденций.

На фоне инициированной регулятором чистки банковского сектора в конце прошлого года был отмечен переток средств из частных банков в государственные. Его объем мог составить порядка 500 млрд руб. Такую оценку в комментарии для “Вести Экономика“ высказал зампред правления АКБ “Инвестторгбанк“ Алексей Салащенко. В это непростое время, отметил он, крупные (особенно государственные) банки обладают большими преимуществами. Но, например, “Инвестторгбанку” всегда удавалось зарабатывать в такие периоды. “Мы открыли дополнительные офисы. И к нам перешло много новых клиентов из других банков, в том числе в сегменте кредитования”, - рассказал Салащенко. Что же до коллег из ЦБ, то они, по определению банкира, постоянно мониторят ситуацию в банковском секторе, предпринимая шаги по ее стабилизации.

Напомним, с начала текущего года ЦБ отозвал лицензии у 22 банков. За второе полугодие 2013 г., когда Центробанк возглавила Эльвира Набиуллина, было отозвано 14 лицензий. Причем одни эксперты приветствовали затеянный регулятором очистительный процесс, призванный обеспечить оздоровление и большую прозрачность банковского сектора. Тогда как другие предупреждали, что добиться этих целей посредством одних лишь “карательных” акций не удастся: к кнуту “зачистки” необходимо добавить пряник в виде мер, способствующих наращиванию конкуренции.

С одной стороны, имеющегося количества банков (более 850) достаточно для обеспечения конкуренции на рынке. А с другой - порядка 50% всего банковского капитала аккумулировано в пяти ведущих банках страны, констатировал вице-президент “Промсвязьбанка“, входящего в топ-10, Сергей Серов. Но в подобных условиях, отметил он, российский банковский сектор функционирует последние 15 лет. При этом оказываемая государственным банкам господдержка служит стабилизирующим фактором для всей системы в целом. И именно с сильными игроками из госструктур, вроде того же “Сбербанка“, в таких обстоятельствах предпочтительнее конкурировать “Промсвязьбанку“, аккуратно сформулировал Серов.

Представители крупных российских банков традиционно призывают власти к принятию более жестких мер в отношении мелких кредитных учреждений, ссылаясь на то, что они нередко используются в качестве “прачечных“ для отмывания денег. И со времен прежнего министра финансов Алексея Кудрина в данной сфере выдерживался курс на последовательное укрупнение банковских структур. С 1 января 2015 г. запланировано очередное повышение обязательного уровня капитала банков до 300 млн руб.

Между тем, по определению директора Банковского института НИУ ВШЭ Василия Солодкова, из-за сложившегося в системе перекоса в пользу крупных государственных банков, для прочих кредитных учреждений доступ к недорогому фондированию сегодня затруднен. Вдобавок с подачи крупных банков также было принято решение об ограничении роста ставок по депозитам, вследствие чего этот и без того дорогой ресурс стал еще менее доступным для меньших их собратьев. При этом, в условиях начавшейся “чистки“, усилившейся волатильности рубля и обострения глобальных рисков, многие физлица начали переводить свои средства с депозитов в ячейки, а некрупные юрлица стали обнулять счета в прочих банковских учреждениях, переориентируя средства в госбанки, подчеркнул Солодков.

Для преодоления панических настроений, считает он, следует увеличить размер страховой суммы вкладов населения с сегодняшнего уровня в 700 тыс. руб., в значительной мере нивелированного инфляцией, до 1,5 млн руб. И, разумеется, необходимо обеспечить равный доступ к финансовым средствам ЦБ для крупных и мелких банков, озадачившись также созданием альтернативных инструментов фондирования, указал директор Банковского института НИУ ВШЭ. Борьбу с монополизацией данной сферы он сам, к слову, ведет и на бытовом уровне: в частности, выступая против автоматического перечисления своей зарплаты на беспроцентную карточку Сбербанка, с тем чтобы иметь возможность самостоятельно получить причитающиеся деньги и определить их на депозит под наиболее выгодные проценты в другом банке.

“Оказываемая госбанкам поддержка, действительно, помогает обеспечить стабильность банковской системы. Но это стабильность болота. Для прорывного роста важно наращивать конкуренцию“, - сформулировал начальник аналитического управления “БКФ-банка“ Максим Осадчий. В этой связи, продолжил он, нужен диверсифицированный подход к крупным федеральным и региональным банкам – с различными требованиями как по размеру капитала, так и прочим нормативным параметрам, вплоть до упрощенной отчетности. Кстати, для микрофинансовых организаций, которые по своим масштабам зачастую превышают некрупные банки, предусмотрено всего два норматива – по достаточности капитала и ликвидности, напомнил Осадчий.

Как он предположил, наверное, кому-то и хотелось бы избавить себя от путающейся под ногами банковской “мелочи“. Но для такой большой страны, как Россия, необходима разветвленная разноуровневая банковская сеть. К примеру, в Германии кредитных учреждений более 1800, а в Соединенных Штатах их число и вовсе приближается к 7 тыс.

“Сколько всего нужно банков - должен определять рынок. По моему убеждению, чем больше добросовестных законопослушных игроков, тем лучше для развития конкурентной среды“, - заявил президент Ассоциации региональных банков России, зампред комитета Госдумы РФ по финансовому рынку Анатолий Аксаков. По его мнению, некрупные региональные банки, в частности, резонно было бы освободить от трудоемкой отчетности в рамках “Базеля III“ и от необходимости последующего повышения размера капитала с уже согласованного уровня в 300 млн руб. Для облегчения же их доступа к фондированию, наряду с наращиванием рефинансирования в ЦБ, также следует в разы увеличить капитализацию “МСП Банка“, специализирующегося на поддержке малого и среднего предпринимательства, пояснил Аксаков.

По его словам, еще один инструмент поступления средств способна обеспечить реализация закона о секьютеризации, принятого в декабре прошлого года и вступающего в силу с 1 июля 2014 г. Этим документом предусматривается выпуск ценных бумаг под кредиты, выданные банком предприятию, с последующим их размещением на рынке или использованием для залога в ЦБ. Если новые механизмы, которые были регламентированы пакетом законодательных актов, утвержденных в конце прошлого года, успешно заработают, это поможет существенно улучшить условия кредитной деятельности в стране, резюмировал зампред думского комитета.

С просьбами о деньгах и кредитах – под более приемлемые проценты, хотя бы под 10% годовых, – взывали к банкирам в ходе дискуссий и участники состоявшейся на днях конференции “East + West = Invest”. Но если руководитель юридического управления латышского Rietumu Banka Ярослав Заммуло, к примеру, сулил российским компаниям - при западном сервисе и обслуживании на русском языке - займы под 7-8%, то представитель “Промсвязьбанка“ - под 12-14%, в зависимости от условий контракта. При том, что по итогам 2013 г. инфляция в России составила 6,5%, а в 2014 г. пока прогнозируется на уровне в 5-6%. Правда, из-за резкого удешевления рубля, усилившего инфляционные риски, Центробанк в начале марта повысил ключевую ставку с 5,5% до 7%, в связи с чем рассчитывать на снижение ставок по корпоративным кредитам, также необходимое для увеличения притока инвестиций, который призван оживить замедляющийся рост российской экономики, стало еще сложней.

А при таком раскладе затеянная операция по очистке банковского поля от “сорняков“ лишь отчасти может поспособствовать его оздоровлению.

Наталья Приходко

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Банковскую чистку

Поделитесь с друзьями: