InvestFuture

"Евровидение" как бизнес: почему женщина с бородой?

Прочитали: 35

Бюджет конкурса "Евровидение" растет с каждым годом, и трудно считать совпадением тот факт, что выступления становятся все более и более провокационными. Раньше на общеевропейском соревновании рождались звезды первой величины, например Селин Дион и ABBA, сегодня ставка делается на политических союзников и одноразовый всплеск популярности. Почему женщина с бородой для конкурса выгоднее, чем качественные песни?

Бюджет Для начала поговорим о стоимости "Евровидения". Далеко не все цифры есть в открытом доступе, но кое-что найти можно. Отличным примером является соревнование в Азербайджане, состоявшееся в 2012г. Оно привлекло 125 млн зрителей и обеспечило мировому телевидению порядка семи часов под завязку забитого времени прайм-тайм. Но стоимость "Евровидения" оказалась чудовищной: государство потратило $45,8 млн на подготовку концертов, еще $131 млн на строительство концертного зала. Общая стоимость конкурса достигла $800 млн. В последние годы бюджеты "Евровидения" стабильно растут. Лишь Швеция, которая принимала гостей в 2013г., сумела сократить расходы до 15 млрд евро, как утверждается, по требованию Европейского вещательного союза, который и отвечает за организацию соревнования. Но отметим, что речь опять идет лишь об официальных цифрах - о деньгах, которые государство потратило конкретно на конкурс. И даже такое сокращение позволило снизить бюджет лишь до уровня 2007г.

Страны боятся побеждать Сумасшедшие расценки отпугивают многие государства: они боятся победить, ведь в таком случае придется раскошелиться на проведение соревнования. Некоторые страны и вовсе отказываются приезжать на "Евровидение", ссылаясь на тяжелую экономическую ситуацию. Среди них Польша, Босния и Герцеговина и Португалия. Преимущество получают богатые страны, либо те государства, которые хотят донести политическое послание и рассматривают "Евровидение" как трибуну.

От музыки - к скандалам Почему же Европа выбирает женщину с бородой и не ждет появления новой ABBA? Дело в том, что "Евровидение" превратилось из площадки для раскрутки талантливых исполнителей в конвейер, поставляющий на рынок товар, который быстро окупается. С точки зрения государства, которое принимает конкурс, очень важно как можно быстрее отыграть потери. Устраивать концерт в "камерном" формате, значит ударить в грязь лицом перед международным сообществом. По этой причине "Евровидение" адаптирует модель, использующуюся желтой прессой по всему миру: дайте им как можно больше скандалов и забирайте деньги, пока всплеск популярности не сошел на нет.

Политические "разборки" Политические разногласия периодически играют в пользу "Евровидения", привлекая к нему внимание. Отдельные страны проигрывают, но конкурс как таковой подпитывается от политики. Проблема в том, что сам по себе подсчет голосов иногда становится формальностью. Например, Германия часто отдает предпочтение Турции, потому что здесь активно голосуют иммигранты и так далее.

Турция против Греции

После вторжения на Кипр в 1974г. Турция стала врагом для Греции не только в геополитике, но и на "Евровидении". В 1975г. греки отказались ехать на соревнование. В 1976г. турецкое телевидение не стало транслировать выступление греков под названием "My Lady, My Lady", усмотрев в нем политический подтекст.

Иордания против Израиля

Один из первых политических конфликтов на "Евровидении" закончился отказом Иордании от трансляции выступления Израиля на соревновании 1978г. Песня израильтян называлась "Я люблю тебя", что посчитали издевкой. Вместо песни зрителям пришлось рассматривать картинки с изображением цветов. В итоге Израиль победил в конкурсе, а Иордания объявила, что выиграла Бельгия. В 2005г. Ливану такой трюк повторить не удалось, страну дисквалифицировали.

Армения против Азербайджана

Эти страны не раз ссорились на "Евровидении" из-за Нагорного Карабаха, на который неоднократно заявляли свои права. Из выступлений коллективов были вырезаны символы, связанные с этим местом, у одного из армянских музыкантов удалили из биографии данные о месте рождения, где значился Нагорный Карабах. Были и скандалы во время голосования.

Израиль против Ирана

В 2007г. Израиль выступил с песней, которая явно намекала на ядерную программу Ирана и называлась "Нажми кнопку". В ней поется о злобном правителе, который хочет всех погубить. Несмотря на очевидный подтекст, выступление состоялось.

Грузия против России

В 2009г. Грузия решила устроить провокацию на "Евровидении". Это была песня под названием "We Don't Wanna Put In", название которой намекает на недоброжелательное отношение к Владимиру Путину. Комиссия судей заблокировала песню. Власти Грузии обвинили во всем Россию, которая якобы давила на Европейский вещательный союз и отказалась от участия в конкурсе.

"Бородатые женщины" еще выгоднее политики Борьба за права меньшинств и против этих прав "стала визитной карточкой" Евровидения. Рассмотрим самые яркие примеры:

Dana International

В 1998г. на конкурсе победила Dana International с песней "Diva". Эта певица из Израиля прославилась не только благодаря своей музыке, но и как один из первых транссексуалов на большой сцене. В самом Израиле к выбору этой певицы для участия в конкурсе отношение было неоднозначным. Многие консервативные группы выступали против, и, опасаясь провокаций, Великобритания, которая принимала конкурс, выделила Dana International полицейских для сопровождения.

t.A.T.u.

В 2003г. с третьим результатом выступила российская группа t.A.T.u. Как на родине так и за рубежом этот коллектив прославился благодаря открытой гомосексуальной тематике. Участницы t.A.T.u. взбудоражили умы европейцев, так как представляли Россию, которая обычно демонстрирует консервативность взглядов. Не обошлось и без споров, где в роли пострадавшей выступала представительницы Германии, которую назвали "ведьмой".

Кончита Вурст

Кончита Вурст - один из лучших примеров бизнес-модели "Евровидения". Стоит хотя бы обратить внимание на тот факт, что о певице/певце говорят даже те люди, которые никогда не интересовались конкурсом. Более того, песню "Rise Like A Phoenix" слышали далеко не все, то есть, очевидно, что музыка здесь не на первом и даже не на втором плане. В каком то смысле Вурст - аналог "Верки-Сердючки", то есть, мужчина, создавший себе женский сценический образ. Но представительница Австрии делает гораздо более серьезный акцент на своей гомосексуальности и продвижении идей ЛГБТ. На таком фоне член партии «Единая Россия», депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Виталий Милонов заявил, что России не стоит участвовать в "Евровидении". Интересно, что сам текст песни "Rise Like A Phoenix" одновременно повествует о тяжелой судьбе человека и способности "восстать из пепла" и, возможно о судьбе целой нации или континента. Большинство экспертов говорят, что в любом случае певица намекает на права меньшинств.

Выводы: Чье "видение"? Нет смысла обвинять кого-либо и говорить о том, что "конкурс уже не тот". Есть две силы, которые диктуют правила игры на общеевропейском музыкальном соревновании: зрители и власти стран. Организаторы лишь предоставляют площадку, на которой можно громко о чем-то заявить. Но так уж получается, что именно политика и права меньшинств постепенно становятся центральными темами "Евровидения". Возможно, конкурс действительно адекватно отражает то, что сегодня происходит в Старом свете. Если же мы рассматриваем "Евровидение" как бизнес, то очевидно, что быстрее всего окупаются наиболее скандальные истории. К сожалению, в настоящий момент концерт не столько объединяет европейцев, сколько разделяет их. Но как известно, принцип "Разделяй и властвуй" работает во все времена.

Святослав Бочаров

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
 quot;Евровидение quot;

Поделитесь с друзьями: