InvestFuture

Страны Каспия: нефть, прорыв и никаких чужаков

Прочитали: 386

В начале текущей недели в Астрахани прошел четвертый саммит прикаспийских государств. Лидеры России, Казахстана, Азербайджана, Туркмении и Ирана смогли впервые за почти 20 лет договориться о статусе Каспия.

В результате уже в 2015 г. страны могут принять декларацию, которая наконец-то положит конец всем спорам по распределению и использованию ресурсов Каспийского моря.

Развитие энергетического сектора в регионе Энергетические вопросы остаются одними из главных в регионе. Глава Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов заявил, что интересы стран не имеют сильных противоречий, а строительство трубопроводов по дну Каспийского моря – это суверенное право государств.

Энергетические перспективы развития очень интересны. Только разведанные запасы региона могут составлять до 33 млрд баррелей, а возможные запасы превышают 200 млрд баррелей. Запасы газа еще больше.

Но отсутствие определенности со статусом Каспийского моря позволяло добывать ресурсы только в рамках разграниченных шельфовых зон, а совместная разработка месторождений, расположенных в общих водах, оставалась под большим вопросом.

Интересы по расширению добычи энергоресурсов в Каспийском море есть у всех стран. Казахстан и Азербайджан рассматриваются в основном как нефтяные страны, поэтому они, скорее всего, сосредоточатся на добычи нефти. А вот Туркменистан и Узбекистан надеются увеличить объемы добычи газа. При этом Туркменистан возлагает большие надежды на сохранение независимых экспортных путей, таких как Транс-Каспийский газопровод, а Узбекистан, являясь основным поставщиком газа для центральноазиатского рынка, также получит большие выгоды от увеличения добычи.

Разграничение водных пространств, дна, недр, режим судоходства и рыболовства "Весьма значимым является положение о том, что большая часть акватории Каспия останется в общем пользовании сторон. Благодаря всему этому теперь исключаются недоразумения или какая-то напряженность в межгосударственных отношениях, которые раньше могли появляться из-за разного толкования режима каспийских вод", - заявил президент России Владимир Путин.

Трудности с определением были связаны с устаревшим законодательством. В настоящий момент статус Каспия определяется договорами 1921 г. между Россией и Персией и 1940 г. между СССР и Ираном.

В результате появления на политической карте Азербайджана, Казахстана и Туркмении встал вопрос о новом разделении Каспийского моря.

Развитие торговых отношений На саммите прозвучало несколько заявлений о развитии торговых отношений и о важности развития региона с этой точки зрения.

Так, например, Бердымухамедов предложил заключить соглашение о "торгово-экономическом сотрудничестве между прикаспийскими государствами".

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил создать в регионе зону свободной торговли.

По словам Путина, объем торговли между Россией и Азербайджаном, Ираном, Казахстаном и Туркменистаном по итогам 2013 г. составил $33 млрд, но есть потенциал для увеличения показателя.

Для реализации этого потенциала планируется усилить торговые связи и создать структуру для реализации совместных проектов в регионе.

Создание крупного транспортного хаба Прикаспийские государства изучат вопрос о создании пятисторонней структуры для развития транспортных проектов. В первую очередь это относится к коридору "Север-Юг", который позволит связать страны Западной и Северо-Западной Европы с Южной Азией через Россию, Каспийский бассейн и Иран. Проект поможет уменьшить расстояние перевозок в два раза по сравнению с существующим маршрутом.

Другим предложением является создание железнодорожного кольца вокруг Каспия. К концу года прикаспийские страны намерены достроить "восточное полукольцо" между Казахстаном, Туркменией и Ираном, в 2016 г. - завершить работы на "западном полукольце" (Азербайджан-Иран). Задача - соединить основные каспийские порты, что существенно сократит время и стоимость перевозки грузов.

"Многосторонние проекты требуют, помимо финансового обеспечения, значительной и постоянной организационной поддержки. Поэтому договорились с партнерами подумать над возможностью создания пятисторонней структуры, которая занималась бы соответствующими вопросами", - заявил Путин.

Каспий крайне важен в качестве транспортного коридора. Он фактически является альтернативой Новому шелковому пути. Для России в этом ключе важна дальнейшая модернизация морского торгового порта Оля. Этот порт должен связывать Россию, Иран, Туркменистан, Азербайджан и Казахстан паромным сообщением.

Что касается идеи создания кольцевой железной дороги вокруг моря, то она должна минимум на 25% увеличить объем торговли в регионе.

При этом общее время перевозок должно сократиться минимум на 48 часов, а доля морских перевозок в регионе сократится до 30-35%. Стоимость такого проекта оценивается минимум в $700 млн.

Присутствие вооруженных сил На Каспийском море будут присутствовать вооруженные силы только прибрежных стран. Это позволит добиться стабильности и безопасности в регионе.

"Такой режим сложился здесь исторически. И мы не собираемся его менять", — отметил глава РФ.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Страны Каспия: нефть,

Поделитесь с друзьями: