Миграция населения является отражением экономических и геополитических процессов, которые происходят в регионе и в отдельной стране.
Люди покидают свое место жительства по самым разным причинам – это могут быть как вооруженные конфликты, так и экономическая нестабильность в стране.
Зачастую массовая миграция приводит к настоящим кризисам, когда принимающая сторона не может справиться с наплывом мигрантов в страну.
Ниже мы расскажем о 5 миграционных кризисах последних лет.
Миграционный кризис ЕС
Европейский миграционный кризис возник осенью 2015 года в связи с многократным увеличением потока беженцев и нелегальных мигрантов в Европейский союз (ЕС) из стран Северной Африки, Ближнего Востока и Южной Азии и неготовностью ЕС к их приёму и распределению.Данный миграционный кризис является крупнейшим в Европе со времён Второй мировой войны. С января по сентябрь 2015 года в государствах — членах ЕС было зарегистрировано более 700 тыс. людей, ищущих убежище.
Всего за 2015 год в ЕС прибыло, по разным оценкам, от 1 до 1,8 миллиона беженцев и нелегальных мигрантов. Для сравнения, в 2014 году их было зарегистрировано около 280 000. Термин «кризис» по отношению к беженцам и мигрантам впервые был использован в апреле 2015 года, когда в Средиземном море произошла серия морских катастроф.
В течение короткого времени (13, 16, 19 и 20 апреля) по пути в Европу потерпели крушение и затонули как минимум пять лодок, на борту которых находилось более 1200 мигрантов из Африки. За 2015 год в Средиземном море погибло около 2600 мигрантов, всего с 2000 года число погибших составило около 22 000 человек.
Причиной миграции эксперты называли войну в Сирии и нестабильность в Южном Средиземноморье и на Большом Ближнем Востоке.
Большая часть мигрантов приходилась на Германию, что вызывало обеспокоенность политиков и экспертов относительно того, что миграционный кризис приведет к ухудшению отношений между странами внутри Европы. Мнения относительно беженцев разделились. Кто-то призывал оказывать им посильную помощь, кто-то настаивал на том, чтобы решать вопрос более радикально – не допускать въезда или высылать из страны уже прибывших мигрантов.
Чтобы сдержать поток мигрантов, в начале 2016 года 8 из 26 членов Шенгенской зоны вернули на внутренних границах пограничный контроль. Венгрия, как основная транзитная страна, лежащая на пути беженцев в богатые западные страны Евросоюза, строила заборы на границе с Хорватией и Сербией.
В Болгарии появились нелегальные «народные дружины», которые устраивали охоту на мигрантов. Приток беженцев и мигрантов стал одним из решающих факторов в выходе Великобритании из Евросоюза.
В конце 2015 году вступил в действие договор между ЕС и Турцией о депортации беженцев из Греции в Турцию. В том же году ЕС выплатила Турции 3 млрд евро на содержание лагерей мигрантов. Однако, мигранты из Африки продолжают прибывать в Италию морским путём.
Турция требует от ЕС значительно увеличить финансирование, выделяемое на содержание лагерей сирийских беженцев на своей территории. Чтобы приостановить поток беженцев в Европу, ЕС планирует создание лагерей для приёма беженцев в африканских странах.
Сумма затрат на такое решение, по прогнозам может составить 20 млрд евро. Также проводятся мероприятия по борьбе с нелегальными перевозчиками мигрантов, укреплению береговой охраны.
Украина и Россия
![](/files/vesti_finance/2019-06-01/15595602170448.jpg)
По данным Росстата, с начала вооруженного конфликта в Донбассе с Украины в Россию переехало более 600 тыс. человек. Самая большая волна миграции пришлась на 2015–2016 годы.
Украина лидирует по показателю международной миграции в РФ с 2014 года.
По данным Росстата, с 2014 по 2017 год общее число прибывших в Россию украинцев составило 638,2 тыс. человек. При этом речь идет именно о долгосрочной миграции.
Первое место Украина занимает и по уровню миграционного прироста (абсолютная разница между числом прибывших на какую-либо территорию и выбывших с нее за определенное время).
Миграционный прирост населения Российской Федерации за счет жителей соседнего государства за 2014–2017 годы составил около 400 тыс. человек. Самые высокие показатели можно было наблюдать в 2015 и 2016 годах (146,1 и 118,8 тыс. человек соответственно).
По данным ООН, только с апреля 2014 года по конец марта 2015-го в результате боевых действий в Донбассе было убито свыше 6 тыс. человек. В общей сложности за всё время конфликта погибло более 10 тыс. человек.
В связи с этим, именно вооруженный конфликт является основной причиной миграции населения в Россию.
Однако это не единственная причина. Социально-экономические проблемы в стране также оказывают влияние на миграцию. Экономика Украины переживает не лучшие времена, промышленность находится в состоянии упадка.
С 2014 года страна потеряла 38% ВВП. При этом, по данным Международного валютного фонда, размер теневого сектора в структуре экономики Украины сейчас достигает 45% ВВП. В стране растет безработица, что тоже подталкивает население искать лучшей жизни в соседних странах.
К слову, украинцы едут за лучшей жизнью не только в нашу страну, но также в Польшу, Чехию и страны ЕС.
Рохинджа и Мьянма
![](/files/vesti_finance/2019-06-01/15595602183299.jpg)
Почти все, кто бежал, отправились в страны Юго-Восточной Азии, такие как Малайзия, Индонезия, Филиппины и Таиланд, на шатких лодках через воды Малаккского пролива и Андаманского моря.
По оценкам Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, 25000 человек были переправлены торговцами людьми на лодках с января по март 2015 года.
Согласно заявлениям, во время переправы, примерно 100 человек погибли в Индонезии, 200 в Малайзии и 10 в Таиланде, после того, как работорговцы оставили их в море.
В октябре 2015 года исследователи из Международной Инициативы по Борьбе с Преступностью Лондонского университета королевы Марии опубликовали отчёт, составленный на основе раскрытых правительственных документов, свидетельствующий об увеличении «изоляции, случайной резни, ограничений на передвижение» по отношению к народу рохинджа.
Исследователи предполагают, что правительство Мьянмы является заключительной стадией организованного геноцида рохинджа, и призывают международное сообщество исправить ситуацию как таковую.
Народ рохинджа — это мусульманское меньшинство, проживающее в штате Ракхайн, ранее известном как Аракан. Люди рохинджа считаются «лицами без гражданства», так как правительство Мьянмы отказывается признавать их в качестве одной из этнических групп страны.
По этой причине рохинджа не имеют правовой защиты от правительства Мьянмы. Они считаются просто беженцами из Бангладеш и сталкиваются с сильной враждебностью в стране: их часто описывают как самых преследуемых людей в мире.
Чтобы избежать тяжёлой ситуации в Мьянме, рохинджа пытаются незаконно въехать в страны Юго-Восточной Азии, прося гуманитарную поддержку со стороны потенциальных принимающих стран.
Ограничения на народ рохинджа налагаются на брак, планирование семьи, трудоустройство, образование, выбор вероисповедования и свободу передвижения.
Такая дискриминация объясняется их этническим происхождением. Население Мьянмы вынуждено терпеть все растущую нищету: более 78 % семей живут за чертой бедности. Это также послужило тому, что напряжённость между рохинджа и другими религиозными группами вылилась в конфликт.
США и мигранты из Мексики
![](/files/vesti_finance/2019-06-01/15595602196348.jpg)
Одним из первых шагов Дональда Трампа после инаугурации стал указ об охране государственной границы. Отгородиться стеной от соседнего государства было одним из ключевых предвыборных обещаний Трампа.
Количество пограничников на рубеже с Мексикой при Обаме увеличилось на 14 процентов. Сегодня на мексиканско-американской границе служит более 17,6 тысячи из 20,5 тысячи пограничников США.
Поток нелегалов из Мексики уменьшился в четыре раза. Но полностью перекрыть границу не удается.
Мексиканские беженцы едут в США по экономическим соображениям. На родине они могут заработать существенно меньше, чем в США, даже работая нелегально. Однако нелегально пересекают границу с США не только мигранты из Мексики. Значительная часть беженцев – выходцы из бедных латиноамериканских стран, которые едут не только за лучшей жизнью, но и бегут от политических репрессий и насилия в своих странах.
В этом контексте стоит упомянуть караваны мигрантов - многолюдные неорганизованные марши крестьян, работников плантаций, подростков, спасающихся от нищеты и преступности, из стран Центральной Америки к южным границам США.
Караваны состоят из людей, которые бежали от бандитского насилия, бедности и политических репрессий из Северного треугольника Центральной Америки, из караванов от границы Гватемала-Мексика до границы Мексики-США.
В предыдущие годы также было мелкие несвязанные караваны и большой неофициальный караван в конце 2018 года.
По некоторым оценкам, нелегально границу между Мексикой и США пересекает порядка 500 тысяч человек ежегодно.
Турция и мигранты из Сирии
![](/files/vesti_finance/2019-06-01/15595602209181.jpg)
Беженцы из Сирии стремились уехать из страны в поисках более спокойной и безопасной жизни. А вот отношения между ЕС и Турцией оказались под угрозой.
Согласно данным ООН, Турция приняла 2 900 000 беженцев. По данным самой Турции, это число значительно выше – 3 500 000 человек.
При этом на протяжении всего действия соглашения с ЕС Турция не раз угрожала разорвать соглашение, так как ЕС не платит оговоренную сумму денег на содержание беженцев. Кроме того, соглашение о визовом режиме для граждан Турции так и не было выполнено, несмотря на обещания ЕС. Важный вопрос, по которому ЕС и Турция не могли достичь соглашения, заключался в том, что стороны по-разному видели то, как должны использоваться деньги, выделяемые ЕС.
Турция не раз оказывала давление на ЕС, при этом планируя направить деньги на нужды беженцев, в то время как Европа задерживала денежные переводы, так как все финансы стран-участниц блока строго мониторятся властями ЕС.
По мнению некоторых экспертов, значительная часть денег была потрачена на международные организации по правам человека, соответственно, меньше денег ушло на непосредственные нужды беженцев.
В рамках соглашения Турции пообещали финансовую помощь в размере 6 млрд евро на финансирование проектов для сирийских беженцев. Согласно данным Еврокомиссии, 3 млрд были переведены Турции на покрытие затрат на образование полумиллиона сирийских детей.
При этом, Турция заявила, что получила лишь 1.86 млрд евро.
Начиная с 2016 года, благодаря соглашению с Турцией, число нелегальных мигрантов в Европе резко сократилось.
Согласно данным Еврокомиссии, число беженцев, прибывающих в Европу из Турции через Грецию, упало на 97%.
При этом, нелегальных мигрантов из Греции отправляют назад в Турцию, а легальные мигранты остаются.
При этом, отмечается, что беженцы в Турции не имеют официального статуса беженцев, в связи с чем условия их жизни не соответствуют международным стандартам. Согласно некоторым данным, в Турции под защитой находятся 3,5 млн сирийских беженцев, что дает им право на доступ к медицине и образованию.
Семьи получают денежную помочь в случае, если отправляют детей в школу.
Одной из важных проблем для сирийских беженцев остается проблема получения работы. Около 20 000 имеют разрешение на работу, в то время как по меньшей мере 800 000 работают нелегально, среди них есть также несовершеннолетние.