InvestFuture

Способна ли Франция провести реформы?

Прочитали: 31

Когда Франсуа Олланд уволил своего премьер-министра в марте 2014 г., все восприняли решение президента-социалиста как разворот на 180 градусов, в частности уход от политики зависти и карательных налогов и готовность снижать государственные расходы и поддерживать частный бизнес.

При Мануэле Вальсе (новом премьер-министре и стороннике умеренной политики) риторика изменилась, к радости тех, кто был очень раздражен политикой левых. Но скептики все же сомневаются, что красивые слова совпадут с реальными делами.

В государственных финансах правительство теперь пытается снизить дефицит, не повышая налоги (что мешало инвестированию и росту), а урезая расходы. Кроме того, кабинет обещает не увеличивать налоги и в 2015 г. Незаметно исчез и предложенный Олландом скандальный налог в 75% для богатых французов.

Однако всего этого явно не достаточно для консолидации бюджета в 2015 г., на чем так упорно настаивает Брюссель. Париж обещает добиться снижения дефицита до 3% к ВВП лишь в 2017 г. И хотя придется ждать еще два года, по крайней мере это движение в правильном направлении, считает британский журнал The Economist.

Больше всего сомнений вызывает план правительства по повышению конкурентоспособности экономики, который зиждется на двух столпах. Во-первых, премьер Вальс планирует снизить для компаний налоги на фонд заработной платы, объем которых в 2015 г. может составить 12 млрд евро. Бизнесу нравится эта инициатива, хотя фирмы пока не спешат с созданием новых рабочих мест, на что так надеется правительство.

Во-вторых, большие надежды возлагаются на проект закона по либерализации экономики, обнародованный 10 декабря министром экономики Эмманюэлем Макроном. В документе предлагается смягчить правила по работе розничной торговли по воскресеньям, отменить государственное регулирование междугороднего автобусного сообщения, ускорить работу арбитражных судов по трудовым спорам и ликвидировать все ограничения на рынке закрытых профессий.

Некоторые разделы нового закона могут, по мнению экспертов, привести к появлению значительного числа новых рабочих мест. Согласно существующим правилам (которые откровенно защищают монополию железных дорог) частные междугородние автобусные компании не могут перевозить пассажиров в те города, куда есть железнодорожное сообщение.

Поэтому, чтобы, например, добраться из Перекью в Клермонт-Ферранд, пассажир должен потратить пять часов и две пересадки на поезде, хотя если ехать по автомобильной дороге, то потребуется всего три часа. Правительство рассчитывает, что только эта реформа может создать 10 тыс. новых рабочих мест.

Другой положительный эффект может принести разрешение для ритейлеров работать по воскресеньям. Макрон хочет, чтобы магазины были открыты одно воскресенье в месяц (сегодня можно лишь пять раз в год) и каждое воскресенье и все вечера в “международных туристических зонах” и на железнодорожных вокзалах.

Проблема в том, что все эти, безусловно, полезные и экономически оправданные предложения характеризуются партией Маркона как отказ от фундаментальных социалистических принципов.

“Левым больше нечего предложить для улучшения нашей жизни кроме воскресного похода в торговый центр и покупки ненужных товаров?” - написал в газете Le Monde левый мэр Лиля Мартин Обру.

Для многих социалистов выходной в воскресенье - это историческая победа рабочего движения, а любые попытки отменить эту привилегию рассматриваются как атака на прогресс.

Когда законопроект поступит в парламент в январе 2015 г., он, бесспорно, столкнется с сильным сопротивлением не только со стороны правых депутатов, но раздраженного политикой Олланда левого парламентского большинства. Скорее всего, некоторые статьи придется отменить. Так, например, аптекам сохранят монополию на лекарства безрецептурного отпуска.

Что касается реформирования рынка труда, то от этого пока также решили отказаться. Таким образом, во Франции сохранится 35-часовая рабочая неделя, которую, кстати, так часто критикует Макрон.

В то же время правительство заявляет, что в следующем году позволит компаниям изменять количество рабочих часов и размер зарплаты в обмен на сохранение рабочего места. В настоящее время это разрешается, только если компания испытывает “серьезные экономические трудности”. Но в 2015 г. состоятся выборы в местные органы власти, и, по мнению наблюдателей, они остудят пыл главных реформаторов в правительстве Вальса.

В последнем франко-германском докладе, подготовленном руководителем отдела экономической стратегии при французском правительстве Жаном Писани-Ферри и немецким экономистом Генриком Эндерлейнем, о Франции говорится следующее: “Мы опасаемся недостатка смелости в вопросе решительных реформ”.

Сегодняшние проблемы имеют корни во вчерашних ошибках. Олланд бездарно потратил первые два года, не получив мандата на все то, что необходимо сегодня делать с экономикой. По мнению экспертов, законопроект Макрона больше всего демонстрирует ограничения, за которые нельзя переступить даже с наилучшими реформаторскими намерениями, если политическая почва не подготовлена.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Способна ли Франция

Поделитесь с друзьями: