InvestFuture

Российские потребители приходят в себя после паники

Прочитали: 27

Аналитический департамент Sberbank CIB опубликовал очередной обзор потребительской уверенности россиян, в котором исследуются тенденции в части расходов, сбережений и потребительского поведения граждан.

Это уже 11-й по счету выпуск данного обзора под названием "Потребительский индекс Иванова". По итогам I квартала наблюдается небольшое восстановление уверенности российских потребителей по сравнению с IV кварталом 2014 г. Индекс за это время поднялся с -24% до -22%. Такую динамику аналитики Sberbank CIB связывают с улучшением оценки благосостояния страны в совокупности с уменьшением девальвационных опасений и менее негативным восприятием текущей экономической конъюнктуры. Ниже приведем основные выводы, которые сделали аналитики банка на основе опроса потребителей.

Индекс национального благосостояния Индекс национального благосостояния восстановился с минус 51% в IV квартале 2014 г. до минус 36% в минувшем квартале. Мы связываем это в первую очередь с уменьшением опасений, связанных с девальвацией рубля (этого фактора опасаются 38% потребителей по сравнению с 45% в прошлом опросе), и тем, что потребители стали менее негативно оценивать текущее состояние экономики (на 4% меньше опрошенных считают, что российская экономика нестабильна). Эти факторы также положительно сказались на оценках личного благосостояния в перспективе на следующий год: соответствующий индекс вырос с минус 4% до минус 1%.

Индекс, оценивающий условия для совершения крупных покупок Индекс, оценивающий условия для совершения крупных покупок, снизился до отметки минус 39% (с 22% в IV квартале 2014 г.). Произошло это после паники на валютном рынке и последующего бума продаж непродовольственных товаров в декабре, связанного с тем, что граждане пытались защитить свои сбережения от девальвации. В результате отложенный спрос на товары длительного пользования был по большей части реализован, что, в сочетании с макроэкономической неопределенностью и ухудшением ожиданий граждан, вылилось в падение индекса в минувшем квартале.

На самом деле этот фактор был предсказуем, поскольку, как и отмечается в обзоре, многие потребители перед новым годом буквально сметали с прилавков бытовую технику, а также в экстренном порядке скупали автомобили. После такого панического спроса спад был просто неминуем.

Сидим в рубле В I квартале Ивановы значительно лучше оценивали перспективы рубля: сейчас лишь 27% опрошенных ожидают дальнейшего ослабления валюты (по сравнению с 51% в декабре). В иностранной валюте респонденты хранят всего 21% сбережений, а 65% опрошенных в настоящий момент не планируют покупать валюту. Очевидно, что это связано с меньшей волатильностью валютного курса и возросшей привлекательностью рублевых депозитов на фоне повышения процентных ставок и увеличения суммы страхового возмещения по банковским вкладам.

Здесь крайне интересно было бы посмотреть на процент людей, которые за I квартал избавились от валюты, однако таких данных нет.

Сбережения Отмечается некоторое ухудшение данных в части сбережений. Доля Ивановых, не имеющих сбережений, составила 37% (столько же, сколько в среднем за 2014 г.), а доля месячного дохода, откладываемого на "черный день", выросла с 8,3% в IV квартале до 9,2% в I квартале 2015 г. После всплеска сберегательной активности в IV квартале 2014 г. в попытке защитить сбережения от девальвации потребители вернулись к обычным моделям сбережения средств.

Где бы сэкономить В марте доля покупателей, чувствительно реагирующих на колебания цен, увеличилась до 75% (с 73% в сентябре и 68% год назад). Соответственно Ивановы стали покупать менее дорогие товары: 66% респондентов пытаются экономить на товарах повседневного потребления (по сравнению с 60% в декабре и 54% в среднем за 2013 г.), а 36% опрошенных признались, что в минувшем квартале сократили расходы на товары первой необходимости (в IV квартале прошлого года таковых было 28%). Что касается необязательных трат, то 45% планируют сократить количество посещений кафе и ресторанов, 36% – урезать расходы на электронику и бытовую технику, 23% – сократить расходы на отпуска (по сравнению с предыдущим опросом все эти показатели ухудшились).

Покупки впрок более не актуальны Доля респондентов, делающих запасы продовольствия, сократилась с 22% в IV квартале 2014 г. до 12% в I квартале 2015 г., тогда как в сегменте электроники и бытовой техники процент таких покупателей уменьшился с 15% до 12%. Таким образом, число тех, кто закупает товары впрок, снижается, что негативно скажется на продажах во II квартале 2015 г. как в продовольственном, так и в непродовольственном сегментах.

Охота на скидки Впервые с начала проведения опроса увеличилось среднее количество торговых сетей, в которых респонденты делают покупки: если в IV квартале оно составляло 2,3, то в I квартале 2015 г. выросло до 2,8. Это признак такого явления, как "погоня за скидками", что подтвердили и несколько розничных сетей, которые отмечают рост числа покупателей, приходящих в их магазины только за товарами, продающимися со скидкой. Кроме того, восстановилась доля гипермаркетов за счет сокращения доли менее крупных форматов: в среднем потребители тратили в них 20,3% продовольственного бюджета по сравнению с 19,3% в IV квартале.

Рынок труда - слабое звено В I квартале 2015 г. уровень безработицы по сравнению с IV кварталом 2014 г. снизился на 20 б. п. до 10,4%. Тем не менее условия на рынке труда остаются непростыми, на что указывает индекс чистого найма, который в I квартале 2015 г. снизился до минус 44% (с минус 37% в IV квартале 2014 г.): число респондентов, отметивших, что их работодатель сокращает численность персонала как путем прямых увольнений, так и путем закрытия позиций после ухода сотрудников по собственному желанию, увеличилось с 43% до 51%. Доля опрошенных, опасающихся потери работы, выросла до 37% (с 35% в IV квартале и 30% в III квартале). Эти факторы сделали безработицу одним из значимых фактором опасений: на него указало 46% опрошенных (первый по значимости – инфляция, которой опасаются 67% респондентов).

Продуктовая инфляция По наблюдениям Ивановых, общая продуктовая инфляция ускорилась до 17,8% (что ниже официальной статистики: по данным Росстата за март, годовой рост цен на продукты питания составил 23%), при этом отпускные цены в магазинах котирующихся на бирже розничных сетей увеличивались медленнее: их годовой рост составил 14%. Ввиду рекордно высокой чувствительности цен это способствует перетоку покупателей в магазины публичных розничных сетей, что сулит этим компаниям высокие операционные индикаторы в I квартале 2015 г. Перспективы II квартала, впрочем, вызывают у нас некоторые опасения, так как рост спроса на более дешевые товары и все более активная погоня за скидками могут привести к возникновению ценовой конкуренции даже между крупнейшими сетями.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Российские потребители

Поделитесь с друзьями: