InvestFuture

AIIB и конкуренция с МВФ: США будут играть честно

Прочитали: 27

Cоздание Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (AIIB) в последние месяцы было одной из основных тем, которые обсуждались в мировых СМИ. Между тем, Китай, с помощью AIIB, может заставить США играть честно.

Америка начала крайне активно противодействовать AIIB, после того как Великобритания заявила о своем желании присоединиться к банку. В результате все это превратилось в своеобразный дипломатический тест.

И это оказалось катастрофой для американских дипломатов. Согласно различным источникам чиновники США пытались запретить Великобритании и другим странам присоединиться к банку. Но ближайшие союзники оказались настолько заинтересованы в перераспределении сил в пользу Китая, что были готовы пренебречь "советами" Америки.

Вашингтон выбрал совершенно ненужный путь борьбы с Китаем по поводу вопроса развития инфраструктуры, поскольку США не могут смириться с тем, что на арене с многонациональными учреждениями, где традиционно доминировали США, появился новый сильный игрок.

Всего за несколько месяцев Китай смог собрать 57 стран, которые в конце концов подписали соглашение о создании банка в конце прошлого месяца. Только США и Япония остались в стороне, говоря о своем несогласии с банком. И это неудивительно, так как эти страны доминируют в двух других крупнейших финансовые институтах мира – Международном валютном фонде и Азиатском банке развития.

Азиатский банк инфраструктурных инвестиций Азиатский банк инфраструктурных инвестиций открылся в октябре 2014 г. Его учредителями выступили Китай и еще 20 стран Азии (Бангладеш, Бруней, Камбоджа, Индия, Казахстан, Кувейт, Лаос, Малайзия, Монголия, Мьянма, Непал, Оман, Пакистан, Филиппины, Катар, Сингапур, Шри-Ланка, Таиланд, Узбекистан и Вьетнам), рассчитывающие пошатнуть доминирующую позицию западных финансовых институтов.
Россия присоединилась к банку в марте 2015 г. Кроме того, к банку присоединились Австралия, Бразилия, Египет, Финляндия, Франция, Германия, Индонезия, Иран, Израиль, Италия, Норвегия, Саудовская Аравия, Южная Африка, Южная Корея, Швеция, Швейцария, Турция и Великобритания.
Банк будет выделять деньги на строительство дорог, развитие телекоммуникационной инфраструктуры и другие инфраструктурные реформы в бедных регионах Азии.
Китай будет действовать в качестве многостороннего партнера в AIIB Китай будет снижать свою долю по мере присоединения к банку все большего числа стран Китай будет соблюдать международные стандарты при создании AIIB AIIB будет набирать талантливых людей со всего мира AIIB будет "легким, чистым и зеленым"

И AIIB станет реальным институтом, который будет альтернативой МВФ и АБР. Эти институты были единственными крупными кредиторами в послевоенной мировой экономической системе. AIIB – это не только ответ на провал МВФ, где развивающиеся страны так и не получили возможность отстаивать свою позицию, несмотря на размер экономики. Новый банк должен учесть все недостатки МВФ и АБР. Кстати, банк БРИКС также играет большую роль в этом ключе.

В Nomura отмечают, что греческая трагедия наглядно показала отсутствие способности у МВФ восстанавливать и поддерживать проблемные экономики, поэтому странам категорически важно иметь больше одного варианта, если дело доходит до экономического спасения.

Немногие были удивлены, когда в Китае заявили об AIIB, так как нежелание проводить реформу МВФ и Всемирного банка просто показывало отношение к развивающимся странами. Пекин не собирался ждать изменений, поэтому взял все в свои руки.

Европейские страны достаточно быстро заявили об участии в новом банке. Китай и другие развивающиеся страны так и не добились проведения реформы МВФ, согласно которой должны были быть серьезно пересмотрены квоты, влияющие на число голосов стран в фонде. Но США так и не ратифицировали согласованные реформы в области управления и изменения квот, поскольку тогда развивающиеся страны получат слишком большое влияние, считают американские политики.

Тем не менее действия Европы больше похожи на попытки сгладить отношения с Китаем после неудачной реформы МВФ. В результате Америка столкнулась со значительной потерей влияния в Европе и Китае.

МВФ

Официально Международный валютный фонд был создан 27 декабря 1945 г. Фонд объединяет 188 государств, каждое из которых имеет право голоса при принятии решений о реформировании или выделении помощи.
Количество голосов определяется по системе квот. Первое распределение квот произошло при создании фонда, а сейчас должно быть 14-е перераспределение. И это перераспределение должно стать переходным периодом: на повестке дня уже стоит 15-е их изменение.
Объем средств МВФ определяется специальными правами заимствования (pecial Drawing Rights, SDR). Сейчас объем SDR составляет 238,4 млрд евро, что эквивалентно $369,52 млрд.
Квоты распределены таким образом, что страны G7 имеют возможность принять любое решение в рамках МВФ или заблокировать то, которое их не устраивает.
Необходимость пересмотра квот обусловлена как важностью увеличения доли развивающихся стран, так и несовершенством действующей формулы расчета квот. В настоящий момент размер квот слишком сильно зависит от вовлеченности страны в глобальную мировую торговлю, а реальные экономические показатели учитываются слабо. И последний мировой финансовый кризис наглядно показал слабости такой системы, так как для получения помощи от МВФ страны развивают внешнюю торговлю в ущерб внутреннему развитию. Размер финансирования напрямую зависит от объема квот.
В результате экономическое расслоение в глобальном масштабе проявляется все сильнее, увеличивается риск внутренних конфликтов, появления проблемных стран и другие проблемы.

AIIB дает альтернативу странам, нуждающимся в помощи США, конечно, не хотят изменений, и реформа МВФ все же могла бы быть осуществлена, если бы не жесткая позиция конгресса. Но в такой ситуации МВФ и Всемирный банк сохранили бы свои позиции в мировой экономике.

До сих пор МВФ был единственным выбором для стран, нуждающихся в финансовой помощи, а это означает, что они не имели никакого выбора, кроме как принять экономические и финансовые реформы, которые от них требуют.

Но если в этой сфере будет конкуренция, то страны смогут выбирать, от кого им получить помощь, а условия должны быть лучше. Более того, необходимость жестких реформ вообще может исчезнуть. В конце концов, их эффективность пока так и не доказана.

В своем нынешнем виде AIIB играет другую роль, нежели МВФ. Он больше похожа на Всемирный банк и АБР, так как предназначен для развития экономик и отдельных секторов, а не спасения.

Но полномочия банка могут быть расширены или даже может быть создан новый банк, что будет означать уже полноценную конкуренцию связке "Всемирный банк плюс МВФ".

Естественно, если это произойдет, то страна, получающая помощь от AIIB, где фактическим лидером является Китай, будет увеличивать свою зависимость от Пекина. Растущее влияние Китая не может не беспокоить США, которые долгое время доминировали при помощи МВФ и ВБ.

Впрочем, азиатские страны вообще не очень доверяют американским и европейским институтам.

Так, например, в Азии считают, что валютный кризис, который начался в 1997 г., был неверно истолкован в США и МВФ. В результате были допущены серьезные ошибки, что привело к ущербу и разрастанию кризиса в отдельных странах.

Решение многих азиатских стран присоединиться к AIIB, вероятно, отчасти вызвано недоверием к США. В этом смысле AIIB должен способствовать тому, что Америке придется играть честно, по крайней мере в Азии, считает Ричард Ку из Nomura.

Пока трудно сказать, какое влияние AIIB окажется на мировую экономику, но появление нового международного института должно благоприятно влиять на качество решения долговых проблем стран с формирующимся рынком.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
AIIB и конкуренция с

Поделитесь с друзьями: