InvestFuture

Улюкаев: РФ заместит продукты Украины и Турции

Прочитали: 38

Россия ввела санкции против Турции из-за сбитого российского самолета, готовятся ограничительные меры против украинской продукции, которые вступят в силу после вступления в силу соглашения свободной торговли с Европейским союзом. Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев в интервью "Вести. Экономика" отмечает, что эти меры не приведут к дефициту продукции в России.

- Алексей Валентинович, спасибо большое, что нашли время ответить на наши вопросы! Но закончился очередной раунд переговоров, каковы итоги сегодняшнего дня?

- Если бы мы говорили год назад, я сказал бы, что итоги очень позитивные. Потому что, может быть, впервые за это время стороны продемонстрировали, что они могут не только слушать, но слышать друг друга. Мы дали свои предложения документа, который может послужить развязкой наших проблем, которые возникают в связи с инкрементацией Украиной ее соглашения свободной торговли с Европейским союзом. И впервые - это уже пятое наше предложение! - стороны согласились поработать на его основе. С какими-то вещами были согласные сразу, какие-то вещи вызвали вопросы. И понято, что требуется обсуждение на экспертном уровне. Мы должны посоветоваться с ними, со своими ведомствами. Это понятная история. Только времени остается не очень много, к сожалению. Вот впереди остался один месяц. Эксперты продолжают работать. Наверное, они дадут какой-то продукт. Но следующая министерская встреча не назначена. Конечно же, при необходимости мы будем готовы, наверное, собраться быстро, если будет какой-то материал, будем ждать этих результатов. Время уходит.

- Если все стороны переговоров демонстрируют желание достичь компромисса, то в чем сейчас суть разногласий сторон?

- Главное разногласие состоит в следующем. Мы считаем, что документ должен носить юридический, обязывающий характер. Стороны должны согласиться с чем-то. Например, с тем, что вводится определенный переходный период. Мы предлагаем, например, в области технического регулирования, чтобы те российские экспортеры, равно как и украинские, которые сейчас имеют сертификаты экспортные, продолжали ими пользоваться в течение этого переходного периода. Или что для Украины может быть право для предприятий выбора, какой системой стандартов пользоваться: той, которой они сейчас внедряют - европейской, или той, которая действует на основе многочисленных соглашений Украины с Россией и другими странами зоны СНГ, то есть системой ГОСТов. Вот это правильное хождение права предприятий выбора, кстати говоря, оно соответствует европейской практике, потому что в Европе действуют как европейские стандарты, так и международные стандарты.

В течение переходного определенного периода, мы считаем, что это периоды 25-го года, но мы готовы рассматривать другие предложения, если они будут. И опять-таки не на все группы товаров, а мы выделили 7 секторов, наиболее чувствительных для нас. Причем мы старались идти навстречу нашим партнерам и снизили число этих секторов. Было сначала 20 с лишним, потом 15, сейчас мы говорим о семи. А вот это должно быть зафиксировано как обязательство сторон. Наши же коллеги говорят - европейские, украинские, - что это будет как пожелание. То есть стороны приложат усилия, они смогут создать рабочую группу, которая будет изучать. И глагол "должен" употребляется в их проекте один раз и только относительно Российской Федерации. Российская Федерация должна сохранить преференциальный режим в торговле с Украиной, а остальные могут рассмотреть пожелания Российской Федерации и могут проявить добрую волю. Мы считаем, что должны быть долженствования и в том, и в другом случае.

Вступление Украины в Соглашение о зоне свободной торговли означает, что обязательства Украины по техническому регулированию, санитарному контролю, таможенному администрированию, которые они взяла перед Российской Федерацией по большому количеству двусторонних и многосторонних соглашений, они снижаются. Украина степень обязательств снижает, а от России хотят, чтобы она степень своих обязательств - а наше обязательство – это нулевой таможенный тариф - сохранила, это несправедливо и экономически неправильно, невыгодно, мешает работать субъектам. Поэтому наше главное предложение и требование, если хотите, - это иметь юридические обязывающие соглашения. И второе - это конкретное его наполнение. В части технического регулирования я уже сказал, чем мы предлагаем наполнить. То же самое в части санитарного и фитосанитарного контроля: ветеринарные сертификаты в действующем их виде обеспечить электронный документооборот. И в области таможенного администрирования. Мы говорим, давайте создадим трехстороннюю систему обмена информацией, для того чтобы мы понимали, что преференциальные системы нулевым таможенным тарифом будут пользоваться, которые Украина произвела, а не третьи страны, которые транзитом через Украину в условиях отсутствия таможенной границы между странами будут поступать в Российскую Федерацию.

Мне кажется, это законное и естественное предложение. И все эти предложения исходят из удобства хозяйствующих субъектов. Представьте, что иначе, если у нас не будет этого соглашения об информационном обмене таможенных органов, мы ведь будет вынуждены, а что делать, значит, каждую фуру будем останавливаться и проверять, там в самом деле украинское сало или там чего-нибудь еще, да? Вот. А зачем нам создавать такие проблемы для компаний, для бизнеса, чтобы они теряли время и деньги? Мы хотим, что только в том случае, если будет риск выявлен, тогда в отдельных случаях, чтобы были проверки, а так максимально обходиться без этого. То же самое что касается сертификатов. Но, наверное, неплохо, если украинские предприятия перейдут на европейские стандарты, только не всем это пока под силу. Потому что для всего этого требуется две вещи – время и деньги. Есть ли они у наших украинских партнеров, я не уверен. Но и для них, и для наших производителей было бы лучше, чтобы сохранили возможность не прерывать торговые связи в течение этих переходных периодов. А за это время, может быть, удастся, значит, и технологически, и управленчески перестроить производство и добиться того, чтобы эти связи не рушились.

- Поскольку Украина присоединилась к санкциям против России, это вызывает ответное эмбарго со стороны России, которое вступает в силу с 1 января 2016 г. Вот каких именно товаров оно коснется?

- Присоединение Украины к зоне свободной торговли не заставляет Россию вводить эмбарго. А эмбарго Россию заставляет ввести то, что Украина присоединилась к антироссийским санкциям. В августе этого года Украина присоединилась и к индивидуальным санкциям, санкциям, направленным против компаний, и секторальным санкциям, таким как, например, авиаперевозки. И в ответ на это мы ввели продовольственное эмбарго, лишь отсрочив его практические применение до 1 января 16-го года. А вот ответом на введение механизма зоны свободной торговли, если оно будет сделано без учета российских беспокойств, будет введение обычного торгового режима, то есть то, что называется режим наиболее благоприятствуемой нации. Это означает, что украинские товары будут облагаться такой же пошлиной, как немецкие, французские, финские. Но вы же вступили в зону свободной торговли с Европейским союзом, и будет справедливо, если вы будете пользоваться ровно теми же привилегиями и возможностями, которые имеются у стран Европейского союза. Ничего более. Это касается продовольственных товаров. Значит, точно так же, как это касается продовольствия Европейского союза, Соединенных Штатов, Японии, Австралии и Канады, этих стран.

- А кажутся ли при этом потери России ощутимыми? Видите ли вы новые возможности для сотрудничества?

- Я думаю, что это будет не очень чувствительно. К сожалению, за последние 2 года объем торговли в целом между Россией и Украиной сильно сократился, особенно продовольствия. Сейчас в этом году в 11 раз торговля продовольствием, украинский экспорт в Россию продовольствия сократился. То, что есть сейчас, там 200 миллионов долларов стоимость продовольственного экспорта этого года. Понятно, что это макроэкономически незначимая величина. Поэтому, я думаю, что это для экономики, для потребителей России в целом будет практически незаметно. Конечно, какие-то компании отдельные, которые занимаются импортом, переработкой, они могут пострадать.

- Итак, распространение режима продэмбарго с 1 января следующего года коснется Украины. А возможен ли аналогичный поворот в отношениях с Турцией?

- Нет, нет. Это совсем другая ситуация. Меры ограничительные относительно Турции связаны с реализацией положений закона "О специальных экономических мерах, которые могут вводиться против того государства, которое примет агрессивные действия и угрожает территориальной целостности и суверенитету Российской Федерации, и жизни и правам ее граждан". Поэтому эти меры, которые затрагивают туристический обмен, потому что это риск для граждан, которые находятся в опасной территории. Поэтому это ограничение в области визы. У нас был безвизовый режим, мы будем устанавливать визовый режим в связи с тем, чтобы тоже контролировать возможные риски, связанные с перемещением людей с тех территорий, где высока террористическая опасность. Это же касается транспортного сообщения. В части же товаров постановление правительства только что подписано, говорит о том, что выделяется ряд товаров, они действительно, все эти товары, - это только продовольственный ассортимент, но он гораздо более узкий по сравнению с тем, с требованиями эмбарго, вот про те страны, о которых я говорил. Они касаются довольно короткого перечня, там из примерно двух десятков позиций, которые в основном касаются фруктов и овощей.

- А сворачивание экономических отношений с Турцией каким образом отразится на России?

- Я думаю, надеюсь, что у нас есть возможности хорошие для замещения этой продукции. У нас есть, ну, две позиции, в которых доля турецкого экспорта в Россию очень велика. Это помидоры, и это цитрусовые - и лимоны прежде всего. Но у нас есть большое количество стран, есть страны арабского Востока, Ирана, Северная Африка, ряд других стран, которые в состоянии и могут поставлять эту продукцию в значительных объемах. Конечно же, потребуется время на контрактирование, на обеспечение санитарного и фитосанитарного контроля в тех случаях, когда еще не поставлялись в больших количествах товары этой номенклатуры. Это потребует время. Поэтому нельзя исключить каких-то кратковременных сбоев. Но в целом я считаю, что это ситуация, которая абсолютно управляемая, и в течение разумного периода времени мы, безусловно, восстановим все позиции на российском потребительской рынке.

- Спасибо вам большое!

- Спасибо!

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Улюкаев: РФ заместит

Поделитесь с друзьями: